На следующее утро мы покинули цветущее восточное побережье Сицилии и отправились вглубь острова. Над Этной поднималась струйка белого дыма, но все выглядело мирно и жизнерадостно.

Часа через полтора мы проехали городок Пьяцца-Армерина, в 6 км от которого находится Вилла Романа дель Казале, в которую мы и направлялись.

Вилли Казале знаменита своими великолепными мозаиками и включена в список ЮНЕСКО. Время ее постройки – 3-4 век н.э. Впоследствии она была погребена под селевым потоком и в таком «законсервированном» состоянии пребывала много веков, пока на нее случайно не наткнулись местные крестьяне, обрабатывавшие землю. Находка оказалось огромной – раскопки продолжались до середины 20-го века. Откопали, расчистили многочисленные ее помещения: бассейны, комнаты, залы, базилику. Самое ценное обнаружилось на полах – роскошная мозаика, покрывающее все пространство виллы – 3500 м2.

Над раскопанным пространством возвели крышу, над мозаиками проложили мостки.

Кто был в Стамбуле в Музее мозаики (который, по сути, является фрагментом раскопанного императорского дворца в Константинополе), тот примерно представляет это зрелище. С той разницей, что в вилле Казале мозаика гораздо лучше сохранилась и площадь мозаик чуть не вдвое больше.

Перед виллой дель Казале

Виллу назвали императорской – ну, кто еще мог себе позволить такую роскошь! Другая версия – вилла принадлежала богатому торговцу, занимавшемуся поставкой диких зверей для гладиаторских боев. В пользу этой версии говорят изображения животных, которых отлавливают и тащат на корабль.

Ведут на корабль слона

Загружают птицу

Впрочем, сюжеты рисунков так многообразны и многочисленны, что по ним вполне можно изучать нравы и обычаи той эпохи, манеру одеваться и развлекаться. Как говорится, документ эпохи.

Битвы воинов, охота, эротические сцены, драки, ловля рыбы, детишки, животные, просто орнамент. Отдельную комнату занимают изображения девушек в бикини, занимающихся спортом.

Долговязые спортсменки в бикини

На вилле мы провели около двух часов, а потом отправились на юг.

Пейзаж менялся на глазах. Из цветущей долины мы попали в безрадостное пустынное пространство: серо-желтые холмы, безлюдье, изредка – какие-то промышленные установки. Время от времени встречались доты, оставшиеся от войны, — Муссолини готовился к высадке американцев. Да только мирные итальянцы не захотели воевать, сдали их без боя. Может, оно и правильно.

Доты на южном побережье Сицилии

Наконец мы добрались до южного берега Сицилии. Около города Гемма остановились на обед и купание. Умные люди удовольствовались снек-баром и отправились купаться. Большинство же, и мы в том числе, зашли в ресторан, где пришлось долго-долго ждать заказанные блюда.

Официанты, как настоящие итальянцы (и даже сицилийцы) много суетились, кричали и бегали, но толку было чуть. А одна девушка не бегала и не кричала, делала всё очень плавно и медленно, чем сильно выделялась среди прочей обслуги. Было высказано предположение, что это дочь хозяина. Или фаворитка. Так ли, нет, неизвестно, но выглядело забавно.

После обеда купались на песчаном пляже. Почему-то здесь, в самой южной точке нашего маршрута, море было самым прохладным, около 20 градусов.

Долина Храмов в Агридженто

Вторым пунктом экскурсионной программы на этот день был город Агридженто, древний Акрагант. Современный город получил свое название при Муссолини в 1926 году, когда дуче в поисках национальной идеи переименовывал некоторые города в честь древних.

Собственно, интересовал нас не Агридженто, а расположенный рядом с ним объект ЮНЕСКО – Долина Храмов.

Словосочетание «Долина Храмов» в моем сознании вызывало картину широкой лесистой долины, окруженной горами, с многочисленными храмами в центре.

Оказалось, Долина Храмов – это скалистый продолговатый кряж с остатками крепостных стен по краю. С одной стороны от кряжа тянется низина, доходящая до моря. С другой – тоже низинка, за которой начинается Агридженто.

С одной стороны — море

С другой — Агридженто

Вход в Долину Храмов — 10 евро. Автомобильной дорогой территория комплекса разделена на две части. На первой находятся три храма: Геры, Конкордии (Согласия) и Геракла.

Храм Геры стоит на самом высоком месте. От древнегреческого храма остались могучие колонны по периметру.

Подходим к храму Геры

Ниже храма Геры – остатки толстых стен с глубокими нишами, это раннехристианское кладбище.

Некрополь

Средний храм, Конкордия, сохранился лучше всех — благодаря тому, что с 6-го века его использовали как христианскую церковь.

Храм Конкордия

Разбившийся Икар

Перед Конкордией лежит бронзовая скульптура — разбившийся Икар. Имя Дедала, отца Икара, в Сицилии на слуху. Когда Дедал задумал побег с Крита, то смастерил крылья, и они с сыном улетели из неволи. Икар, как всем известно, разбился. А Дедал, живой и невредимый, приземлился в Сицилии, где нашел приют и применение своим талантам.

Храм Конкордия во всей красе

Третий храм – Геракла — представлен 8-ю стоящими колоннами, обломки других лежат вокруг.

Храм Геракла

На второй территории за дорогой – еще два храма, верней, их остатки. На месте храма Зевса Олимпийского – пространство, заваленное каменными блоками.

Храм Зевса Олимпийского

Среди обломков лежит сложенный из кусков атлант.

Атлант, собранный из кусочков

Если храм Геракла пострадал в основном от землетрясения, то храм Зевса был разрушен карфагенянами. Впрочем, и построили его тоже рабы-карфагеняне. Простоял храм Зевса всего 80 лет.

От следующего храма Кастора и Полидевка остались четыре колонны на постаменте и фрагмент архитрава наверху.

Храм Кастора и Полидевка

Все эти грандиозные сооружения пытался восстановить английский капитан Харкастл, который, попав в Долину храмов в 1921 году, был так ею потрясен и очарован, что остаток своей жизни все свои силы и средства вложил в восстановление храмов. Дом Александра Харкастла (вилла Ауреа) стоит между храмами Конкордии и Геракла.

Вилла Ауреа и бюст Александра Харкастла перед ней

Долина Храмов производит сильное впечатление. Место, действительно, чарующее. С горы открывается захватывающий вид на окрестности и море. Храмы такого же цвета, как и местная почва, и кажется, что это не творение людей, а естественное продолжение земли, что сама мать-земля Гея родила эти чудесные строения. Среди развалин растут пинии, кипарисы, оливы. Много миндальных деревьев с созревшими орехами. Туристы (не только наши, но и англичане, например) рвут орехи, до которых можно дотянуться, и тут же начинают их грызть. Мы тоже поддались искушению и набрали N-ное количество миндалин.

Я действительно была потрясена красотой этой мозаики, развитием историй изображенных на ней и ее площадью. Сохранившиеся мозаики занимают 3000 кв.м,. уму не постижимо.
Нам удалось увидеть лишь малую толику из них Большую охоту (corridoio della Grande caccia) . Пано Большая охота это коридор протяженностью 70 метров и шириною 5 метров. на всем его протяжение изображены сцены из охоты на разнообразных животных и их транспортировки и на повозках и на кораблях, только что на самолетах не было. По одной из версий эта вилла принадлежала одному богачу сколотившему свое состояние на поставке животных в Римскую империю.
И атлетические соревнования девушек спортсменок, комсомолок и вообще красавец в бикини!!! вы только подумайте 4 век нашей эры и бикини. А многие из нас думали, что раскрепощение на пляже пришло к нам в 50-х годах 20 века. хахаха.
Моя подруга предположила, что это подделка и девушек изобразили после второй мировой сразу после Мусолини (она вообще у меня барышня неординарно мыслящая).

Вот то что мне удалось сфотографировать, сначала хотела показать только откровенно удачные ракурсы, а после многоразовых пересмотров и попыток укусить себя за локоть потому что не сняла каждый миллиметр этого шедевра, ведь даже любая маленькая пичуга настолько самодостаточна, что ее можно рассматривать как отдельное и законченное произведение искусства, решила показать все что сняла.
Вот у вас такое бывает или это только я одна такая лошина, я часто разнообразные прекрасные вещи воспринимаю как само собой разумеющееся, то есть без должного восторга именно в момент когда я рядом и могу дотронуться рукой и лишь значительно позже меня пробивает и я понимаю, что я видела нечто невообразимо прекрасное.
Я думаю это издержки рождения и проживания в Санкт-Петербурге, так сказать много прекрасного в шаговой доступности и воспринимается как нечто обыденное. оно просто есть и ничего особенного в его наличии нет,а по другому быть и не может.

В этого спящего льва влюбляешься моментально и похоже навсегда.

Никогда не задумывалась от чего столько мифов связано с падующими с неба змеями.

Вот они прекрасные атлетки в бикини соревнуются уже 18 веков.

И рыбная ловля включена в большую охоту.

очень трогательная уточка, моя любимица. У меня была возможность дотронуться до нее рукой,
что я и сделала, сначала скинула шлепанец и постояла на ней босой ногой, а потом наклонилась и погладила,
так сказать приобщилась к вечному и прекрасному. Незнаю почему, но для меня важно дотронуться.

Жизнерадостный конь в бантах и обратите внимание какая тут интересная Гаргона и еще трехглавый воин
трехглавого пса помню, а вот такого воина не примонинаю, может вы что вспомните?

Подруга назвала их "злые младенцы"

Мне кажется, что тигренок изображен в утробе, а вы что думаете про эту сцену?

Откуда пошли мифы о драконах понятно видимо кто-то где-то когда-то увидел задершавшегося во времени
динозавра или его подобие, а вот откуда пошли грифоны? Представляете встретить в лесу такого красавца
или прайд грифонов на отдыхе:))

Первое, что я проверяю, планируя новый маршрут, есть ли поблизости объекты ЮНЕСКО. И их я стараюсь не пропускать. Но в этом случае мне казалось, что можно и не заезжать: у нас римских вилл и своих хватает. И мозаика кое-где сохранилась, одна другой красивее. А уж какие полы я видела в Иордании! Что такого, нового, я там увижу?

С другой стороны, все известные мне виллы были построены в сногсшибательно красивых местах. Добавьте к этому желание пополнить коллекцию мест, отмеченных ЮНЕСКО.
Короче, Пьяца Америна все-таки попала на нашу карту.

Да мы специально поехали из Катании в Палермо по бисектрисе, Сицилия треугольник, как вы помните, чтобы заехать сюда и в Энну.
Но тут, редкий случай, нам не повезло с погодой. Мы выехали из Катании под аккомпанемент дождя. Проскочив нужный поворот, мы заехали в Энну и получили море удовольствия, несмотря на погоду. Энна – город над пропастью

Назад решили не возвращаться, и природа одобрила наш выбор, расцветив небо радугой
и красиво осветив Палермо. Многоликий Палермо
Но там, в Палермо, мы купили красочный путеводитель, в котором и увидели, что упустили.
И я сказала себе, что на обратном пути мы заедем в Пьяцца - Америна, чтобы посмотреть на виллу Романо дель Казале.

Итак, что же мы поехали смотреть? Нет, это не вилла, это дворец! Огромный внутренний двор, окруженный колоннадой, вокруг которого расположены комнаты членов семьи, кабинет, базилика, триклиний, портик, гимнастический зал. Отдельно термы, арка, овальный перистиль (тоже дворик с колоннадой). Помещения для слуг и прочее, всего 3500 тыс квадратных метров. И это еще не все раскопали!

Впрочем, дело тут вовсе не в количестве. Возможно, в музее «Доброго самаритянина» под Иерусалимом мозаик не меньше. Дело в изображениях. Карта в Мадабе интересна, прежде всего, своим содержанием.

Вот и эти мозаики интересны своей сохранностью и содержанием. Для начала, очень красивы «божественные» истории, вроде подвигов Геракла и истории Амура и Психеи.
Не забыта и Одиссея Гомера. Иллюстрации присутствуют. Но гораздо интереснее жанровые сцены с реальными историческими личностями.

А кому собственно принадлежало это чудо?
Это мы знаем. Или нет?

Дело в том, что мы знаем, как они выглядят. Изображения хозяина, его жены, детей и даже слуг смотрят на нас с чудесно сохранившихся мозаик. Но мы не знаем имен.

Конечно, историки не оставили этот вопрос без внимания. Многие римские патриции строили себе «дачи» на Сицилии. Но, так как здесь есть административные помещения, да и хозяин дома в пурпурном плаще, кто там был губернатором острова в III - IV веке нашей эры? При Константине Аркадий Валерий Популоний. Но тогда это не личный дворец, что же он заказал свои изображения?

Есть и другие кандидаты. Но самый интересный среди них сам тетрарх Максимиан. Римский император, соправитель Диоклетиана, не абы кто. Тогда становятся понятными порфир в вестибюле и найденный археологами трон. Но те же археологи утверждают, что на вилле жили полтора века. Кто же унаследовал дачку?

Сына Тетрарха, Максенция убил равноапостольный Константин. А заодно и его сыновей, своих племянников. Жену свою, сестру Максенция, Фавсту, тоже. Но Фауста успела родить в браке дочь и трех сыновей. Два сына не оставили потомства, но пара правнучек, вполне могли продолжить род.

Во всяком случае, во дворце жили полтора века, пока вестготы не захватили Рим, и не добрались до Сицилии.
Палаты разрушили, а дворовые постройки остались. И вокруг них образовалась деревенька Платия (палатиум – дворец). Но в XII веке оползень накрыл и деревню, и остатки виллы, сохранив тем самым шикарные мозаики до наших дней.
В начале XVIII века крестьяне нашли развалины в лесу, начали копать: искали (и находили) клады.
В кафедральном соборе Пьяцца-Америна есть колонна, купленная у местного жителя, Сабатино дель Мути. И, говорят, он нашел там не только колонну.
На такие находки клюнули археологи и начали копать понемногу. Но только через сотню лет взялись за дело всерьез. Раскопки продолжаются и сейчас. И возможно, вы, когда поедете, увидите больше меня.

А что увидела я?
Сначала остатки акведука и водопровод. Учитывая возраст, в очень неплохом состоянии.
Сразу за ним – бани. Термы сохранились лучше. Видно даже устройство пола с подогревом. После которого, зашли в круглый фригидарий (комната для охлаждения после бани, вещь необходимая)

Фантастический сюжет и сильное исполнение заставили бы меня застрять надолго, но муж мой терпением не запасся, так что перешли дальше, в палестру. Палестра – это спортзал, и сюжет мозаики вполне спортивный – гонки на колесницах, но рассмотреть их довольно трудно, зал длинный.

И вот мы уже в вестибюле. На полу довольно удачные портреты слуг и рабов, а вот хозяева в центре не сохранились, увы.

И вот он, центр дома. Большой двор (перистиль), с фонтаном, окруженный галереями И везде мозаика, как новая. Ни выбоинки, ни трещинки.

А вот коридорчик хозяйки дома. Да и сама она в центре. С чадами и домочадцами.

Не надоело?
Тогда отправляемся в личные апартаменты. Продолжение рассказа под фотографиями...

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

24.04.2018 by Виктор Комлев

Что удивляет больше всего в этом памятнике – это удивительная сохранность великолепной мозаики и разноцветных полов. Это мои главные впечатления о роскошной римской Вилле дель Казале, эпохи Позднего Рима.

Впечатляющие мозаики комплекса — главная причина, почему виллу включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . Сегодня – это место, прекрасно отреставрировано и оформлено. Здесь можно получить представление о быте и жизни римской знати.

Здесь большое количество комнат и залов: термы, жилые комнаты, кухня, больница. Впечатляющее разнообразие сюжетов мозаик. Тут и бытовые сцены, охота и рыбалка, сцена с кораблем, а также занятия гимнастикой. Именно сцена девушек «в бикини», которые занимаются гимнастикой – одна из самых известных мозаик комплекса.

Однако сцена охоты на диких животных поражает взгляд еще больше гимнастики.

Вилла выстроена вокруг внутреннего двора с фонтаном. Со всех сторон дворик окружен галереями мозаик, которые расположены на полах и колоннах Виллы дель Казале.

Вилла Романа дель Казале является памятником поздней Римской империи. Она имеет сложную архитектурную планировку и богатство отделки, характерные для многих больших римских вилл, построенных в разных регионах империи.

Начиная с четвертого века, самые красивые римские виллы на Сицилии, таких, как Патти, в Телларо и, Вилла Казале в Пьяцца-Армерина, были перестроены. Они обрели более монументальные черты. Появились сложные контурные макеты, термы, залы с апсидами. Их украсили драгоценными камнями, арками, фонтанами, статуями, внутренними садами и мозаиками.

На протяжении долгих веков существования, вилла была разграблена. Но мозаике и некоторым фрагментам виллы удалось уцелеть благодаря наводнению, которое было около 1000 лет назад.

Многие туристы поначалу скептически относятся к возможной поездке в Виллу дель Казале. Дело в том, что город Пьяцца Армерина, где находится вилла, находится в центре Сицилии, далеко от основных туристических центров.

Однако попав на Виллу дель Казале , мало кто остается равнодушным. Поразительны мозаики, сделанные искусными мастерами древности. Изящные архитектурные формы и размах. Все это впечатляет и заставляет задуматься о том, как много может сделать человек. И что разница между современными людьми и нашими далекими предками, не такая уж большая.

Когда лучше посещать Виллу дель Казале.

Крайне не советуем вам посещать Виллу в жаркий летний полдень. Неимоверная жара и несколько часов на солнце: и вот уже вам ничего не в радость. Поэтому, если вы отдыхаете на Сицилии летом, отправляйтесь в Виллу или рано утром, или ближе к вечеру.

Режим работы Виллы дель Казале

Вилла открыта каждый день с 09 утра до 18 вечера.

Веб-сайт , телефон +39 0935 684148

Экскурсии в Виллу дель Казале

Заказать экскурсию можно, заполнив небольшую форму ниже.

Вилла дель Казале (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Наряду с Долиной храмов в Агридженто в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на Сицилии входит также памятник древнеримской культуры - Вилла дель Казале (Villa Romana del Casale), которая расположена примерно в 5 км от города Пьяцца-Армерина.

Некогда роскошный древнеримский дворец был построен в начале 4 века н. э. на фундаменте более древнего строения. Ценность сицилийской Виллы дель Казале - в первую очередь в прекрасно сохранившихся напольных мозаиках, украшающих каждое помещение дворца.

Во времена роскошной эпохи переносят нас искусные мозаики Виллы дель Казале на Сицилии, считающиеся одной из крупнейших коллекций древнеримского искусства, сохранившихся в исторических естественных условиях.

Наибольший интерес представляет мозаика с изображением десятерых девушек-спортсменок, одетых в современное подобие купальников, каждая со своим спортивным снарядом и в различных позах. Здесь представлен бег, игры с мячом, метание диска и т. д. Мозаика была найдена при раскопках в 1960-х годах археологом Джентили и получила полуофициальное название «Девушки в бикини».

Также на Вилле дель Казале прекрасно сохранились мозаики с охотничьим сюжетом, с изображением рыбачащих купидонов, скачек на колесницах, эротическая мозаика с объятиями полуобнаженной пары влюбленных и некоторые другие.

Виллы дель Казале

Не все помещения одноэтажной Виллы дель Казале удалось идентифицировать по их функциональному применению, но предполагают, что северо-западное крыло было отведено под термы (там сохранился водопровод), северная часть содержала гостевые комнаты и помещения для прислуги, а личные апартаменты хозяев и крупная роскошная базилика были в восточном крыле дворца.

Археологические раскопки на Вилле дель Казале начались еще в 19 веке, когда были найдены фрагментарные части мозаик. Исследования продолжались в 30-х годах 20-го века, а во время последних раскопок в 1960-х годах над мозаиками был возведен специальный купол.

Адрес: Contrada Casale, Piazza Armerina Provincia di Enna.