В конце навигации 2009 года на газовое месторождение Курмангазы в Каспийском море в Казахстане отправился работать плавобщежитием первый теплоход "Юрий Андропов" (оператор "Водоходъ"), составила ему компанию и многострадальная "Казань", к тому моменту уже успевшая побывать "London Night" и получившая новое название по имени месторождения - "Курмангазы". Весной 2010 года на Каспий был отправлен теплоход Московского пароходства , а осенью того же 2010-го украинский "Т.Г.Шевченко" (самый последний из проекта 302 на постсоветском пространстве). Наконец в 2011 году на Каспий ушла . Это из списка хорошо знакомых нам теплоходов. Также было задействовано много служебного и спомогательного флота и круизные теплоходы из Европы. Все суда прошли специальную подготовку и переоборудования для работы в море.

Развитие месторождения - процесс небыстрый, бурение двух скважин нефтяных результатов не дало. По разной информации вместо этого пройзошел выброс сероводорода и плавобщежития перевели в ближайший порт Баутино. Основные работы на месторождении приостановили до 2014 года. А в это самое время теплоходы вырабатывали свои контракты. К концу лета 2013 года закончилась работа в Казахстане для теплоходов "Глеб Кржижановский" и "Юрий Андропов". В начале августа теплоходы изрядно потрепаные вернулись на Волгу в Астрахань, где сейчас проходят последние бумажные согласования и оформления. Круизная же общественность горячо обсуждает их перспективы.

Теплоход "Глеб Кржижановский" - самый молодой из московских теплоходов, был построен в Германии в 1990 году. В 2007-м году мне довелось побывать на нем в круизе - вполне себе приличный и достойный теплоход. Работал в Казахстане 3 года с 2010-го по 2013-й. После ухода теплохода на Каспий официальными лицами Московского пароходства и Мостурфлота озвучивались идеи, что после завершения контракта "Кржижановский" будет отправлен на переоборудование или на одну из Российских верфей или даже в Финлянцию, откуда вернется настоящей конфетой по образу и подобию своих "обалконенных" собратьев. По факту все оказалось прозаичнее: еще до возвращения появились объявления, что теплоход сдается как плавучая гостиница для работы в море. И вот теперь, после того как бумажные процедуры будут улажены, будет демонтировано оборудование установленное для работы на месторождении, "Кржижановский" будет отправлен в Нью-Васюки новопостроенный и свежепрокрашенный олимпийский город-сад Сочи, где будет использоваться по уже привычному для себя назначению - в качестве плавгостиницы.

"Глеб Кржижановский" на Волге в Ярославле.
(Фото: Станислав Р.)

"Глеб Кржижановский" в Астрахани. Август 2013.
(Фото: Вовчик)

Теплоход "Юрий Андропов" . В нынешней суровой действительности его перспективы тоже не так очевидны. Отмечается некий спад иностранных туристов, а те, что приезжают требуют теплоходов классом повыше, чем 302-й в стандартной своей комплектации. Видимо, по этой причине "Викинги" перестраивают свой флот, а под нужды "Scenic Tours" и "Amawaterways" столь глобально реконструировались "Александр Грин" и "Мстислав Ростропович". "Андропов" теперь требует серьезных вливаний, а, учитывая, что "Водоходъ" свои ходовые четырехдеки оставляет в затоне на следующий год, то велика веротяность того, что и "Андропов" останется вместе с ними. Хотя, если получится иначе, то будет очень хорошо.

"Юрий Андропов" на Химкинском водохранилище.
(Фото: Alexey_NN87)

"Юрий Андропов" в Астрахани. Август 2013.
(Фото: Вовчик)

Само месторождение "Курмангазы" в Каспийском море (Казахстан), где работали теплоходы. Фото с www.panoramio.com. Их самих еще можно разглядеть здесь.

Пока еще на Каспии остаются украинский "Т.Г.Шевченко" и московская "Княжна Анастасия". Пожелаем им обоим скорейшего и благополучного возвращения.

"Т.Г.Шевченко" в Ялте (2010 год).

"Николай Бауман" (впоследствии "Княжна Анастасия") на Речном вокзале в Москве.
(фото: микхалис).

А еще "Казань" (aka "London Night", aka "Курмангазы"). Очень хочется верить, что у этого недооцененного в России теплохода все тоже будет хорошо.

Все же иногда они возвращаются, пока в таком качестве, но все же.

Пассажирский теплоход смешанного река-море плавания проекта PV18 «Глеб Кржижановский» («Gleb Krzhizhanovskiy») первоначально был построен в июле 1990 года, строительный номер 301, по проекту 302М (третья серия), став 22 судном в серии из 27 судов, построенных по проекту 302. Суда проекта 302 были построены четырьмя сериями на немецкая верфь VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau в городе Бойценбург, по заказу СССР.

Всего по заказам СССР было построено 27 теплоходов проекта 302, из них 2 теплохода проекта 302М (третья серия), 4 теплохода проекта 302МК (четвертая серия).

Во время строительства суда были оборудованы одно- и двухкомнатными каютами, а также 1-, 2- и 3-х местными каютами, которые все были оснащены душевыми. К услугам пассажиров два ресторана и два салона.

По проекту был запланирован ресторан на 180 и второй ресторан на 80 мест. Кафе-бар с танцплощадкой на 79 мест, музыкальный салон - на 66, музыкальный салон с баром - на 75, салон для отдыха - на 28, универсальный кинозал - на 102, бар - на 75, солярий с лежаками - на 100 мест, а также парикмахерская, сувенирный киоск, библиотека, сауна, буфет, телефонная будка, медпункт, спортивный и массажный салон.

Основные характеристики четырехпалубного теплохода проекта 302М «Глеб Кржижановский»: Водоизмещение 5475 тонн. Длина 129 метров, ширина 17 метров. Скорость хода 22 км/час. Имеет 4 палубы для пассажиров. Может вместить 310 пассажиров, которые будут размещены в 138 двухместных каютах, 9 одноместных каютах, 14 четырехместных каютах, 1 люкс. На борту судна находятся два ресторана на 200 и 80 посадочных мест, два бара на 60 и 40 месть, читальный салон, конференц-зал на 200 мест, кабинет врача, парикмахер, сувенирный киоск, прачечная.

В 2004 году на теплоходе был проведен ремонт.

С осени 2011 года теплоход «Глеб Кржижановский» стал плавобщежитием на Каспии.

В 2014 году на теплоходе «Глеб Кржижановский» проекта 302М была произведена модернизация по проекту PV18, разработанному Морским Инженерным Бюро по заказу судовладельца - ОАО «Московское Речное Пароходства». Модернизация судна была проведена в Астрахани.

Цель модернизации: использование судна в качестве плавотеля для работников нефтегазоконденсатного месторождения им. В. Филановского, которое расположено в российском секторе северной части Каспийского моря, на мелководной части в 170 км южнее города Астрахань, в 20 км восточнее о. Малый Жемчужный в районе, разрешенном для эксплуатации судов класса «О-ПР» в сезон с апреля по ноябрь включительно.

Для эксплуатации в роли плавотеля, обслуживающего буровые платформы, на судне были установлены:

в корме на шлюпочной палубе грузовой манипулятор грузоподъемностью 3,15 тонн при максимальном вылете стрелы 16,54 метра и грузовая площадка;

на тентовой палубе помещения хранения и обслуживания прозодежды;

рефконтейнеры для увеличения автономности по провизии;

два офисных помещения вместимостью по 40 человек каждый;

оборудование опреснения общей производительностью 150 м³/сутки.

Для размещения 350 пассажиров используются 175 кают: 4 одноместные блок каюты; 16 одноместных кают; 143 двухместных кают; 4 трехместных кают; 8 четырехместных кают.

Для отдыха пассажиров предусмотрены столовая на 200 мест, спортзал на 7 мест, две комнаты отдыха с интернет зоной и телевизорами на 39 и 27 мест соответственно.

Имеется также два офиса на 40 и 36 мест.

При переоборудовании между главной и верхней палубой на 92 и 176 шп. были установлены водонепроницаемые переборки. Все окна, расположенные на главной палубе, были закрыты наружными стальными закрытиями. Выгорожены тамбуры пассажирских трапов в районе 86-90 шп. и 166-170 шп.

Одна гребная спасательная шлюпа вместимостью 20 чел. со шлюпбалкой и одна моторная спасательная шлюпка вместимостью 16 чел. со шлюпбалкой были размещены в кормовой части шлюпочной палубы. В носовой части тентовой палубы установили 22 сбрасываемых спасательных плота ПСН-20 в контейнерах вместимостью по 20 чел. каждый.

Судно представляет собой трехвинтовой теплоход габаритной длиной 129,15 метра, шириной 16,70 метра, с четырехярусной надстройкой по всей длине судна, с кормовым расположением машинного отделения, и ходовым мостиком в носовой части, с двойным дном, с наклонным форштевнем и крейсерской кормовой оконечностью.

В качестве главных двигателей используются три дизеля мощностью 736 кВт каждый. Скорость 13,8 узла. Движение и управляемость судна обеспечивается тремя винтами фиксированного шага диаметром 1800 мм и пятью рулями. Для прохода узкостей и швартовки к причалу на судне установлено носовое подруливающее устройство.

Электростанция состоит из 4 дизель-генераторов по 600 кВт каждый и аварийного дизель-генератора мощностью 95 кВт.

Экипаж и обслуживающий персонал из 98 человек размещается в одно, двух и трехместных каютах на нижней палубе (в корпусе судна) и на тентовой палубе.

Судно соответствует повышенным стандартам экологической безопасности. На судне предусмотрена закрытая система сточных и хозяйственно-бытовых вод. Все сточные и хозяйственно-бытовые воды отводятся в сборные цистерны, также на судне имеется установка обработки сточных вод.

Основные характеристики пассажирского теплохода проекта PV18 «Глеб Кржижановский» Регистровый номер 222710 (РРР): Водоизмещение 3998 тонн, дедвейт 456 тонн. Длина 129,15 метра, ширина 16,7 метра, высота борта до главной палубы 4,5 метра, осадка 2,97 метра. Скорость хода 13,8 узлов. Имеет надстройку из 4 ярусов. Может вместить 350 пассажиров, которые будут размещены в 175 каютах. На борту имеется: ресторан на 200 мест, спортзал на 7 мест, две комнаты для просмотра телевизора на 39 и 27 мест, два офиса на 40 и 36 мест. Экипаж с обслуживающим персоналом 98 человек.

Класс Российского Речного Регистра: О-ПР 2,0 (лед 30) А.

С лета 2014 года использовался в качестве плавучего общежития для работников месторождения имени Филановского. В конце октября вернулся в Астрахань на зимовку.

С весны по октябрь 2015 года использовался в качестве плавучего общежития для работников месторождения имени Филановского.

В середине апреля 2016 года прибыл на месторождение имени Филановского, где будет использоваться в качестве плавучего общежития для работников до конца октября. На зимовку прибудет в Астрахань.

27 мая 2017 года в качестве плавотеля для работников нефтегазоконденсатного месторождения им. В. Филановского в Каспийском море.

02.06.2014 14:09

2 июня 2014 года в Каспийское море вышел пассажирский теплоход смешанного река-море плавания класса

Это четырехпалубный пассажирский теплоход, модернизированный из круизного речного судна по проекту PV18 в плавучее общежитие на 350 человек для работы на Каспийском море.

В июня 2010 года судно было отправлено в Астрахань, где прошло переоборудование для работы в качестве плавучего общежития на в северной части Каспийского моря (Казахстан). В сентябре 2010 года судно прибыло к новому месту работы. Позже к нему присоединился другой экс-круизный теплоход Московского речного пароходства - .

В октябре 2013 года теплоход «Глеб Кржижановский» вернулся в Астрахань, где зимой 2013-2014 годов был модернизирован по проекту PV18, разработанному Морским Инженерным Бюро. Цель переоборудования - эксплуатация теплохода в роли стоечного пассажирского судна, обслуживающего буровые платформы в Каспийском море.

В ходе работ на теплоходе были установлены:

В корме на шлюпочной палубе грузовой манипулятор грузоподъемностью 3.15 т при максимальном вылете стрелы 16.54 м и грузовая площадка;
- на тентовой палубе помещения хранения и обслуживания прозодежды;
- рефконтейнеры для увеличений автономности по провизии;
-два офисных помещения вместимостью по 40 чел. каждый;
-оборудование опреснения общей производительностью 150 м3/сутки.

Для размещения 350 пассажиров используются 175 кают:

4 одноместные блок каюты;
-16 одноместных кают;
-143 двухместных кают;
-4 трехместных кают;
-8 четырехместных кают.

Для отдыха пассажиров предусмотрены столовая на 200 мест, спортзал на 7 мест, две комнаты отдыха с интернет зоной и телевизорами на 39 и 27 мест соответственно. Кроме того на судне оборудованы два офиса на 40 и 36 мест.

Экипаж и обслуживающий персонал из 98 человек размещается в одно, двух и трехместных каютах на нижней палубе (в корпусе судна) и на тентовой палубе.

При переоборудовании между главной и верхней палубой на 92 и 176 шп. были установлены водонепроницаемые переборки. Все окна, расположенные на главной палубе, были закрыты наружными стальными закрытиями. Выгорожены тамбуры пассажирских трапов в районе 86-90 шп. и 166-170 шп.

В качестве спасательных средств на судне имеются:

Одна гребная спасательная шлюпа вместимостью 20 чел. со шлюпбалкой и одна моторная спасательная шлюпка вместимостью 16 чел со шлюпбалкой (в кормовой части шлюпочной палубы);
- в носовой части тентовой палубы установлены 22 сбрасываемых спасательных плота ПСН-20 в контейнерах вместимостью по 20 чел. каждый.

Судно соответствует повышенным стандартам экологической безопасности. На судне предусмотрена закрытая система сточных и хозяйственно-бытовых вод. Все сточные и хозяйственно-бытовые воды отводятся в сборные цистерны, также на судне имеется установка обработки сточных вод.

Новое предназначение судна - использование в качестве плавобщежития для работников нефтегазоконденсатного . Оно расположено в российском секторе северной части Каспийского моря, на мелководной части в 170 км южнее г. Астрахань, в 20 км восточнее о. Малый Жемчужный в районе. Здесь разрешена эксплуатация судов класса О-ПР в сезон с апреля по ноябрь включительно. Класс речного регистра после переоборудования присвоен О-ПР2.0(лед30)А.

Последний из московского трио»

Не секрет, что первый теплоход 302 проекта пришел в 1983 году на Каму, потом 302 получали Ленинград и Горький, а Москва оставалась без новейших теплоходов. Конечно МРП грех было жаловаться, в середине восьмидесятых годов в Москву из Австрии пришли теплоходы 065 проекта, по комфортабельности они не уступали, а может даже и превосходили 302-е, но думаю что на тот момент иметь в составе пароходства новейшие речные лайнеры было делом престижа. Москва - столица. И вот в 1989 и 1990 годах в Москву один за одним пришли новейшие теплоходы проекта 302 и 302М. «Леонид Красин» «Николай Бауман» и «Глеб Кржижановский». Как только теплоходы «встали в строй» я решил, что во чтобы то ни стало совершу речные круизы на каждом из этих судов.Для себя я назвал их «Большое московское трио».

В начале девяностых годов совершил несколько круизов на теплоходах «Леонид Красин» и «Николай Бауман», а вот возможность совержить речное путешествие на последнем теплоходе из «московского трио» пришлось ждать долгих 15 лет. Сначала дефолт, потом аспирантура, но самое сложное, что в те годы абсолютно не было предложений о продаже путевок на этот теплоход. В 2006 году теплоход «Глеб Кржижановский» совершил несколько круизов с российскими туристами, а в начале 2007 года в расписании на навигацию появились предложения на круизы в течении всего лета. Такую возможность упускать нельзя, ведь я ждал этого круиза долгие годы.

Мои друзья купили путевки на открытие навигации и уговорили меня поехать вместе, тем более, что мы давно собирались совершить совместное путешествие. Так сложилось, что совершить путешествие от начала и до конца, возможности у меня не было, но и пропустить, значит не осуществить мечту. Путем долгих раздумий удалось выйти победителем с решением приятных проблем, и вот я отправляюсь на СРВ для знакомства с последним теплоходом из «большого московского трио».

Приехал за четыре часа до начала круиза, теплоход еще не пришел на причал, ничего пока погуляем. Прогулке не способствовала майская погода, пришлось укрыться в ресторане «Волга-Волга». Кстати ресторан должен вызвать интерес у любителей речных круизов, очень красиво и по-речной тематике оформлен интерьер. Отвлекся. Теплоход «Глеб Крижановский» точно по графику пришвартовался ко второму причалу и началась посадка туристов. На причале перед теплоходом выступал военный духовой оркестр, исполняя марши. Мелочь а приятно, когда заходишь на борт а рядом гремит марш из кинофильма «Жестокий романс», сразу представляешь себя Василием Вожеватовым. Разместился в одноместной каюте на шлюпочной палубе и разобрав вещи отправился на изучение теплохода. Признаюсь, что в первую очередь меня интересовала солнечная палуба, очень хотел найти отличия проекта 302М и 302МК, нашел.

Подумал, вот искушенный речной турист, первый раз на этом теплоходе, уж точно найдет к чему придраться, конечно «бой» будет нечестный, я вступаю в битву с багажом своих круизов на разных теплоходах, а теплоход «Глеб Крижижановский» один против нас всех. Признаюсь честно, я исследовал все пассажирские помещения теплохода, но проиграл. Теплоход получает первый балл 0:1 за чистоту и порядок, притом не в мою пользу. Надо сравнивать счет. Отправляюсь в бар, задаю свой короннный вопрос об ассортименте безалкогольных коктейлей. Получаю первый коктейль, апельсиновый сок с гренадином. Хорошо, выпиваю и с ехидным выражением лица заявляю давайте попробуем следующий, на что бармен отрезал, а других нет. Сразу мне один балл. 1:1. Бар даже не спасло то, что ночью можно купить довольно вкусные бутерброды. Счет сравнялся надо идти вперед «к безоговорочной капитуляции противника». Думаю, что посмотреть, чтобы выйти вперед - ага стенды путевой информации, нет не удалось выйти вперед, все оформлено так, что ежику все понятно, где, когда и что. Путевая информация по судовому радио также безупречна, потому что в этом рейсе директором круиза был господин Кондратьев. Свободных кают не было, но директор так все организовал, что ни на регистрации, ни на других мероприятиях толпа не ощущалась. С помощью директора круиза теплоход получает еще один балл. Общий счет 1:2. И питание не вызвало нареканий 1:3, и анимация 1:4. Наступил поздний вечер, в носовом баре играл джазбанд, в кормовом баре проходила дискотека, в читальном салоне «сцепились языками» добрые старушки, речные путешественницы со стажем, в кинозале для любителей кино шел интересный, а самое главное новый фильм. На теплоходе каждому нашлось место по интересу. 1:5. Я совсем было расстроился, но одно очко смог отвоевать. В три часа ночи, когда я собрав штатив отправился в каюту, то заметил, что один из членов экипажа радостно выпивает в компании туристов в диско-баре, это не приветствуется. 2:5. Обрадовался, но это очко стало последним. Больше я не мог тягаться с современным, комфортабельным теплоходом, потому что утром счет стал совсем разгромным 2:6 за точность в соблюдении расписания, 2:7 за дружелюбность и гостеприимность всего экипажа от капитана до последнего матроса. Пришлось признать полное поражение. Много я совершил круизов, много видел разных теплоходов, но «Глеб Кржижановский» может претендовать в моем круизном списке на высшие места.

В битве с речным лайнером, я не заметил как теплоход пришвартовался у причала «Сосенки», мое короткое путешествие закончилось, пора собираться. Выходя с корабля поймал себя на мысле что не буду ждать следующее десятилетие, а в ближайшее время снова выберу круиз именно на этом теплоходе.Подводя итог могу сказать, что и «Леонид Красин» и «Николай Бауман», а теперь и «Глеб Кржижановский» не зря гордо носят название «Большое Московское Трио».

P.S. Через час сидя у себя на крылечке и попивая чай, увидел как мимо меня прошел теплоход «Глеб Кржижановский», выпустил на прощание дымок из трубы, который принял форму счета моего поражения 2:7, теплоход мол напоминал мне, «нашел с кем тягаться».