Регистрация судна есть юридический акт признания государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на судно и служит единственным доказательством существования зарегистрированных прав. Эти права могут быть оспорены только в судебном порядке.

Регистрация судна в судовом реестре расценивается как одна из форм осуществления государственного надзора за судами, плавающими под национальным флагом. Посредством регистрации контролируется момент возникновения у конкретного судна права плавания под флагом данного государства, соблюдение законности и легитимности отчуждения судов и передачи их в залог, а также соблюдение мер безопасности мореплавания. Осуществление регистрации судна означает также, что национальный орган морской администрации проверил правовые аспекты и техническое состояние судна, и убедился в их полном соответствии требованиям национального законодательства, основанного на международных нормах, и свидетельствует этот факт перед третьими лицами.

Главными условиями регистрации судна в Реестре являются подтверждение об аннулировании предыдущей регистрации, если таковая имелась, а в случае бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) подтверждение в том, что право плавания под флагом другого государства приостановлено, а так же свидетельство о техническом состоянии судна выданное одним из классификационных обществ.

Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

  • - Государственном судовом реестре;
  • - судовой книге;
  • - бербоут-чартерном реестре;
  • - Российском международном реестре судов.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.

Регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В Государственный судовой реестр подлежат внесению все суда, технический надзор за которыми осуществляет Российский морской регистр судоходства: самоходные суда с главным двигателем мощностью не менее 55 кВт и несамоходные суда вместимостью не менее 80 т.Регистрацию этих судов осуществляет капитан морского порта.

Информация о зарегистрированных судах рыбопромыслового флота и правах на них ежеквартально представляется капитаном морского порта в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.

Спортивные и прогулочные суда, а также прочие суда, не подпадающие под условия регистрации в Государственном судовом реестре, регистрируются в судовых книгах. Регистрация этих судов осуществляется органами технического надзора за такими судами.

В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.

Регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей, осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Не подлежат внесению в реестр судов плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либо судна (шлюпки; лихтеры, транспортируемые на борту лихтеровоза; малые рыболовные суда, транспортируемые на борту плавучей базы - мотоботы и т.п.). Судно, которое вносится в реестр или судовую книгу, должно иметь название, присваиваемое собственником судна. Название судна должно отличаться от названий других зарегистрированных судов.

Название судна наносится на носовую часть на обоих бортах и на корму судна. Новое название может быть нанесено на судно только после внесения соответствующего изменения в Государственный судовой реестр или судовую книгу.

Портом приписки судна считается место его регистрации. Порт приписки судна указывается на корме под названием судна.

Судну, оборудованному средствами связи, присваивается международный позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

Образование и присвоение международного позывного сигнала опознавания осуществляется по месту регистрации судна предприятием Радиочастотного центра, входящего в систему Радиочастотной службы РФ. Регистрация в системе подвижной спутниковой связи ИНМАРСАТ абонентских земных станций ИНМАРСАТ (в том числе присвоение идентификационных номеров), принадлежащих российским юридическим и физическим лицам, а также присвоение номера избирательного вызова судовой станции осуществляется Федеральным унитарным государственным предприятием "Морсвязьспутник".

При переходе права собственности на судно в Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся соответствующие изменения.

В реестр вносятся сведения об обязательствах, которыми обременено судно (передача в доверительное управление, залог, ипотека, долговые обязательства).

Судовые реестры открыты для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Заинтересованное лицо имеет право на получение надлежаще оформленной выписки из судового реестра за плату.

Судно, зарегистрированное в реестре иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или судовой книге только после исключения из реестра этого государства и предоставления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено или будет незамедлительно исключено из реестра в момент производства новой регистрации.

Регистрация российского судна в судовом реестре иностранного государства не имеет юридической силы, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.

Первоначальная регистрация построенного судна должна быть осуществлена в течение одно месяца со дня спуска его на воду, а приобретенного за пределами РФ судна - в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт РФ.

Суда, внесенные в один из реестров судов Российской Федерации, получают право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Внесение судна в реестр судов РФ удостоверяется выдачей свидетельства на право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. После получения свидетельства на судне поднимается государственный флаг РФ.

Судно. приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом РФ с момента выдачи консулом РФ временного свидетельства.

При предоставлении судна в пользование и владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно может быть временно переведено под флаг иностранного государства в порядке и на условиях, предусмотренных КТМ РФ.

Национальность судна - это его государственная принадлежность, обозначающая, властям какого государства судно подчинено и законы какого государства на него распространяются.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом.

Конвенция устанавливает, что судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в Конвенции, подчиняться его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими по своему усмотрению, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Конвенции предусматривает обязанности государства флага по регистрации судов и осуществлению реальной связи: обязанность каждого государства осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (юрисдикция - исключительное право производить суд, решать правовые вопросы и т.п.).

Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, обязано принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности, в том, что касается конструкции, оборудования и годности судов к плаванию, комплектования, условий труда и обучения экипажей судов, пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. Флаг является определяющим фактором во многих юридических отношениях, в которые вступает собственник, судовладелец и капитан судна. Данные о флаге судна фигурируют и в договорных отношениях, в частности в договоре о фрахтовании. Третья сторона, с которой капитан заключает договор, должна быть уверена в полномочии капитана на заключение договора в пределах, определяемых правом флага. Все договора заключенные на борту судна, рассматриваются как заключенные в стране флага.

В случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента в открытом море никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является. Ни арест, ни задержание судна в открытом море, кроме оговоренных в международном праве конкретных случаев, не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме государства флага.

Судно, зарегистрированное в одном из реестров судов РФ, может быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта или в области рыболовства с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли деятельности с приостановлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но если он предается по бербоут-чартеру, то не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.

В международных конвенциях, Кодексе торгового мореплавания РФ и нормативных актах, изданных в их развитие, содержится ряд требований, обязывающих судно иметь определенные судовые документы, имеющие важное юридическое значение. От наличия на судне надлежащих судовых документов зависит возможность выхода судна в рейс. По данным, указанным в судовых документах, исчисляется размер взимаемых с судна сборов. Только при наличии необходимых документов возможна продажа - покупка судна и признание законности совершаемой сделки.

Судовые документы, и особенно ведущиеся на судне журналы, имеют важное доказательственное значение при судебном, административном и ведомственном разбирательстве связанных с мореплаванием происшествий и споров.

При проверке судна на соответствие требованиям безопасности мореплавания оно считается не отвечающим этим требованиям, если предусмотренные международными конвенциями судовые документы отсутствуют или срок их действия истек.

Документы, определяющие правовое положение судна

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Выдается органом, осуществляющим регистрацию судна.

Свидетельство о праве собственности на судно (бессрочное). Выдается одновременно со свидетельством о праве собственности на судно. Служит исключительным доказательством права собственности на судно. Выдается судам валовой вместимостью свыше 20 т, внесенным в судовой реестр.

Документы, удостоверяющие состояние судна и его пригодность к эксплуатации:

  • - Свидетельство о годности к плаванию. Выдается Российским морским регистром судоходства или признанным им зарубежным классификационным обществом сроком на пять лет с ежегодным подтверждением в пределах трех месяцев до или после истечения годичного срока со дня его выдачи. В нем указывается, в каких районах судно может плавать. Является одним из важнейших доказательств мореходности судна.
  • - Мерительное свидетельство. Выдается инспекцией Регистра. Содержит сведения о чистой и валовой вместимости судна, о размерениях судна и отдельных его помещений. По данным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоцманский сборы, определяется возможность прохождения судна через шлюзы и каналы.

Обмер судов производится в соответствии с правилами Международной конвенции по обмеру судов 1969 г.

Для прохождения Суэцким и Панамским каналами выдаются специальные мерительные свидетельства.

  • - Пассажирское свидетельство. Выдается Регистром судам, перевозящим более 12 пассажиров.
  • - Свидетельство о грузовой марке. Выдается в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. Выдает Регистр судам валовой вместимостью свыше 150 рег. т сроком на пять лет. Удостоверяет, что нанесенные на бортах судна грузовые марки и минимальная высота его надводного борта удовлетворяют требованиям безопасности мореплавания.
  • - Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью,
  • - Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами.
  • - Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором -

выдаются органами технического надзора и классификации судов.

Судовое санитарное свидетельство о праве плавания. Выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации. Содержит заключение о годности судна к плаванию с точки зрения его санитарного состояния.

Санитарная служба выдает также свидетельство о дератизации и свидетельство об освобождении от дератизации.

  • - Судовая роль - список членов экипажа судна. Необходима для представления в органы портового надзора, таможенной и пограничной службы.
  • - Свидетельство о минимальном составе экипажа.
  • - Лицензия судовой радиостанции и (если судно имеет судовую радиостанцию). Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Документы, отражающие повседневную деятельность судна

Судовой журнал. Основной официальный документ, отражающий непрерывную деятельность судна во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. Ведется вахтенными помощниками капитана под ежедневным контролем капитана.

Правовое значение судового журнала заключается в том, что содержащиеся в не записи являются одним из видов письменных доказательств при расследовании аварийных случаев и инцидентов, связанных с загрязнением моря, при рассмотрении судебных и арбитражных споров, связанных с порчей или недостачей груза, при оценке действий по спасанию и в других случаях.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно.

Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации за период, предшествующий продаже судна.

Машинный журнал (для судов с механическим двигателем). Ведется вахтенным механиком под непосредственным контролем главного (старшего) механика. Отражает работу главного двигателя и других судовых механизмов, время получения и исполнения распоряжений с мостика о скорости, реверсах главного двигателя, подачу воды для тех или иных целей, прием и откачку балласта, расход топлива и смазочных материалов.

В соответствии с российским законодательством ни договор бербоут-чартера, ни договор менеджмента в отношении морского судна не требуют государственной регистрации. Следовательно, фрахтователь по договору бербоут-чартера и менеджер могут стать субъектами МКУБ с момента вступления в силу этого договора и перестают быть таковыми с момента прекращения договора.

Так между компанией AS "Akciju komercbanka "Baltikums" (далее - Банк) и компанией "Rostman Ltd" были заключены два кредитных договора. В качестве одного из средств обеспечения исполнения обязательств компания "Larson Shipping Limited" предоставила в залог принадлежащее ей на праве собственности морское судно "YAMBURG" (флаг - Грузия, порт приписки - Батуми), что было оформлено договором об обязательствах.

Залог судна зарегистрирован в Грузинском государственном судовом регистре, соответствующая запись содержится в свидетельстве о собственности на морское судно.

Кредитными договорами предусмотрено, что все споры, разногласия или требования, вытекающие из данных договоров и относящиеся к изменениям в договорах, их нарушению, расторжению, законности, действительности или толкованию, будут решаться в Третейском суде Ассоциации коммерческих банков Латвии в г. Риге согласно уставу, регламенту и правилам о расходах этого третейского суда.

В свою очередь договорами об обязательствах установлено, что каждый спор, связанный с этими договорами, разрешается по усмотрению кредитора (Банка) в указанном третейском суде, либо в других судах г. Риги, либо в судах любой страны, в которой судно может время от времени находиться, с условием, что эти суды имеют юрисдикцию рассматривать и решать каждую такую тяжбу или судебный процесс.

Банк, основываясь на морском требовании, вытекающем из залога судна, обратился в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде ареста морского судна.

Следует обратить внимание, что на данное судно уже был дважды наложен арест судом общей юрисдикции и арбитражным судом по другим делам и морским требованиям и с участием иных лиц (о взыскании заработной платы и задолженности за бункеровку (снабжение топливом) судна, соответственно).

При рассмотрении данного дела перед судами возникли следующие вопросы: является ли арбитражный суд компетентным в отношении указанного спора? А также возможен ли арест судна, если на него уже наложен арест по другому делу и основанию?

Арест морского судна представляет собой особую форму обеспечения иска, регулируемую гл. XXIII Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ), гл. 8 АПК РФ, а также положениями Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, заключенной в Брюсселе 10.05.1952 (далее - Брюссельская конвенция).

В рассматриваемом деле спорное судно находилось под флагом Грузии. Данное государство в Брюссельской конвенции не участвует. Однако Президиум ВАС РФ указал, что при решении вопроса об аресте судна следует руководствоваться Брюссельской конвенцией несмотря на то, что морское судно ходит под флагом Грузии, не являющейся участницей такой Конвенции (п. 2 ст. 8 Брюссельской конвенции).

Также следует обратить внимание на разъяснения высших судебных инстанций по поводу залога морского судна. Данные разъяснения содержатся в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 81) и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.11.2003 N 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований".

Как следует из п. 1 ст. 388 КТМ РФ, арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу.

Аналогичное определение ареста содержит и Брюссельская конвенция, согласно п. 2 ст. 1 которой "арест" означает задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, но не включает задержание судна для исполнения судебного решения.

Соответственно, если основанием заявления об аресте судна служит не морское требование, то в удовлетворении этого заявления будет отказано.

В то же время, как отметил Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма N 81, арест морского судна в смысле правил КТМ РФ является особой обеспечительной мерой, регулируемой не только КТМ РФ, но и гл. 8 АПК РФ.

Поэтому, предъявляя требование об аресте судна, заявитель должен доказать, что непринятие указанной меры может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также привести к причинению значительных убытков.

Кроме того, заявитель должен предоставить встречное обеспечение по правилам ст. 94 АПК РФ, то есть путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Применительно к аресту морского судна судебная практика относит к допустимым способам "иного финансового обеспечения" гарантию компенсации убытков, если она выдана одной из крупнейших страховых организаций (клубов взаимного страхования), страхующих ответственность судовладельцев (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.06.2009).

Также в судебной практике встречаются следующие условия удовлетворения заявления об аресте судна (наряду с соблюдением требований ч. 2 ст. 90 АПК РФ):

  • - предоставление доказательств "соразмерности и адекватности заявленных имущественных требований возможным негативным последствиям применения обеспечительных мер" (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 10.11.2010, ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2008);
  • - предоставление доказательств "соразмерности и адекватности заявленных имущественных требований возможным негативным последствиям неприменения предварительных обеспечительных мер" (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2008);
  • - обоснование взаимосвязи между конкретным способом обеспечения в виде ареста морского судна и исковыми требованиями, которая должна быть прямой и непосредственной (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008).

Что касается подсудности разрешения споров об аресте судна, то практика как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции исходит из того, что такой спор рассматривается судом по месту нахождения судна. Как правило, это местонахождение морского порта, в который зашло судно (см., например, п. 18 Информационного письма N 81). На это прямо указывает Пленум ВС РФ. Согласно абз. 4 п. 2 его Постановления от 20.11.2003 N 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований" под местом нахождения судна следует понимать его нахождение в морском торговом, рыбном и специализированном портах, расположенных в Российской Федерации. При этом, как отмечается судами общей юрисдикции, иного порядка определения территориальной подсудности дел, вытекающих из морских требований, нет (Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 21.07, Определение Приморского краевого суда от 25.05.2010).

Изложенное соответствует нормам Брюссельской конвенции, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 6 этой Конвенции все процессуальные вопросы, возникающие в связи с арестом, регулируются законодательством государства, в котором был наложен арест или сделано заявление о наложении ареста.

Суд первой инстанции в своем определении оставил заявление о принятии обеспечительных мер без удовлетворения, что было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций.

Суды исходили из того, что судно уже дважды было арестовано, а в соответствии с п. 1 ст. 392 КТМ РФ, по общему правилу, если уже наложен арест для обеспечения морского требования, то такое судно не может быть арестовано вновь.

ВАС РФ в Определении принятом по данному делу, пришел к выводу о необходимости пересмотра в порядке надзора судебных актов нижестоящих инстанций "с целью определения единообразного подхода к вопросу применения обеспечительных мер в форме ареста имущества при наличии ранее принятых обеспечительных мер в форме ареста имущества по иному требованию в отношении одного и того же объекта".

Судебная коллегия ВАС РФ пришла к выводу, что суд был правомочен наложить арест на спорное судно. Касательно довода о том, что на данное судно ранее был наложен арест, поэтому последующий арест невозможен, в своем Определении ВАС РФ указал следующее: ст. 392 КТМ позволяет осуществить арест судна, даже если на это судно уже наложен арест, при условии, что данные аресты были наложены по разным основаниям (морским требованиям).

Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.

Однако в данном деле Президиум ВАС РФ в целом поддержал выводы, к которым пришла судебная коллегия ВАС РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ придерживается следующей позиции:

Президиум ВАС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. При этом высшей судебной инстанцией была сформулирована следующая правовая позиция.

При наличии морского требования арбитражный суд, в юрисдикции которого находится судно, вправе осуществить арест данного судна, оценив заявление стороны с точки зрения наличия процессуальных оснований применения обеспечительных мер - обеспечения фактического исполнения будущего судебного решения или сохранения status quo, в том числе в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Арест судна возможен даже в том случае, если судно находится под флагом иностранного государства и принадлежит иностранной организации.

Также арест судна возможен и тогда, когда на судно ранее уже был наложен арест, но по иному морскому требованию. То есть арбитражный суд обладает правом на применение обеспечительных мер в форме ареста морского судна при наличии ранее принятых обеспечительных мер в форме ареста того же судна по требованию иных лиц и по другим основаниям.

Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в рассматриваемом Постановлении толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Сообщаем, что исходя из п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" и п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не содержит прямого указания на то, что изложенные в нем правовые позиции имеют обратную силу.

Регистрация судна есть юридический акт признания государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на судно и служит единственным доказательством существования зарегистрированных прав. Эти права могут быть оспорены только в судебном порядке.

Регистрация судна в судовом реестре расценивается как одна из форм осуществления государственного надзора за судами, плавающими под национальным флагом. Посредством регистрации контролируется момент возникновения у конкретного судна права плавания под флагом данного государства, соблюдение законности и легитимности отчуждения судов и передачи их в залог, а также соблюдение мер безопасности мореплавания. Осуществление регистрации судна означает также, что национальный орган морской администрации проверил правовые аспекты и техническое состояние судна, и убедился в их полном соответствии требованиям национального законодательства, основанного на международных нормах, и свидетельствует этот факт перед третьими лицами.

Главными условиями регистрации судна в Реестре являются подтверждение об аннулировании предыдущей регистрации, если таковая имелась, а в случае бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) подтверждение в том, что право плавания под флагом другого государства приостановлено, а так же свидетельство о техническом состоянии судна выданное одним из классификационных обществ.

Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

Государственном судовом реестре;

Судовой книге;

Бербоут-чартерном реестре;

Российском международном реестре судов.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.

Регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В Государственный судовой реестр подлежат внесению все суда, технический надзор за которыми осуществляет Российский морской регистр судоходства: самоходные суда с главным двигателем мощностью не менее 55 кВт и несамоходные суда вместимостью не менее 80 т.Регистрацию этих судов осуществляет капитан морского порта.

Информация о зарегистрированных судах рыбопромыслового флота и правах на них ежеквартально представляется капитаном морского порта в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.

Спортивные и прогулочные суда, а также прочие суда, не подпадающие под условия регистрации в Государственном судовом реестре, регистрируются в судовых книгах. Регистрация этих судов осуществляется органами технического надзора за такими судами.

В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.

Регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей, осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Не подлежат внесению в реестр судов плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либо судна (шлюпки; лихтеры, транспортируемые на борту лихтеровоза; малые рыболовные суда, транспортируемые на борту плавучей базы - мотоботы и т.п.). Судно, которое вносится в реестр или судовую книгу, должно иметь название, присваиваемое собственником судна. Название судна должно отличаться от названий других зарегистрированных судов.

Название судна наносится на носовую часть на обоих бортах и на корму судна. Новое название может быть нанесено на судно только после внесения соответствующего изменения в Государственный судовой реестр или судовую книгу.

Портом приписки судна считается место его регистрации. Порт приписки судна указывается на корме под названием судна.

Судну, оборудованному средствами связи, присваивается международный позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

Образование и присвоение международного позывного сигнала опознавания осуществляется по месту регистрации судна предприятием Радиочастотного центра, входящего в систему Радиочастотной службы РФ. Регистрация в системе подвижной спутниковой связи ИНМАРСАТ абонентских земных станций ИНМАРСАТ (в том числе присвоение идентификационных номеров), принадлежащих российским юридическим и физическим лицам, а также присвоение номера избирательного вызова судовой станции осуществляется Федеральным унитарным государственным предприятием «Морсвязьспутник».

При переходе права собственности на судно в Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся соответствующие изменения.

В реестр вносятся сведения об обязательствах, которыми обременено судно (передача в доверительное управление, залог, ипотека, долговые обязательства).

Судовые реестры открыты для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Заинтересованное лицо имеет право на получение надлежаще оформленной выписки из судового реестра за плату.

Судно, зарегистрированное в реестре иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или судовой книге только после исключения из реестра этого государства и предоставления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено или будет незамедлительно исключено из реестра в момент производства новой регистрации.

Регистрация российского судна в судовом реестре иностранного государства не имеет юридической силы, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.

Первоначальная регистрация построенного судна должна быть осуществлена в течение одно месяца со дня спуска его на воду, а приобретенного за пределами РФ судна - в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт РФ.

Чтобы получать курильскую пенсию, надо не только работать, но и жить на Курилах

В редакцию «Рыбака Сахалина» пришло письмо от жителя г. Поронайска Д.Д. Листкова – бывшего работника Поронайского рыбозавода, а ныне пенсионера. Он попросил разъяснить, какие надбавки и коэффициенты к зарплате плавсостава на судах флота рыбной промышленности учитываются при начислении пенсий. В частности, в том случае, если судно работало в районе южных Курил.

Мы, в свою очередь, обратились за разъяснениями в отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области. Обстоятельный ответ, полученный от его руководителя, нам думается, представляет интерес и для других читателей нашей газеты. Поэтому публикуем его полностью, без сокращений.

Уважаемый Дмитрий Дмитриевич!

В настоящее время пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, согласно п/п. 9 п.1 ст. 27 которого право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 50 лет, при наличии у них не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа в плавсоставе, не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера, и не менее 25 лет страхового стажа.

При этом в соответствии с указанным Законом размер пенсии состоит из базовой и страховой частей.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме и дополнительно повышается лицам, достигшим возраста 80 лет, лицам, имеющим 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности и лицам, имеющим нетрудоспособных иждивенцев.

Вступившим в силу с 01.01.2004 Федеральным законом от 29.11.2003 № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что размер базовой части трудовой пенсии гражданам, проживающим в указанных районах (местностях), определяется с применением соответствующего районного коэффициента по непроизводственной сфере на весь период проживания. В Поронайском районе применяется районный коэффициент по непроизводственной сфере – 1,4, и в настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 2730 рублей.

Согласно п. 2 ст. 28 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, с последующими дополнениями и изменениями. Данный Перечень предусматривает конкретные территории городов, районов, островов.

Моря и океаны не предусмотрены вышеназванным Перечнем, а факт получения заработной платы с повышенным коэффициентом не свидетельствует о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со статьями 29 и 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации в Государственном судовом реестре в одном из морских торговых или рыбных портов Российской Федерации, при проведении которой определяется район его плавания и выдаются соответствующие документы.

Территориальная принадлежность судна определяется по порту приписки судна, поэтому и территориальные условия работы членов экипажа этого судна определяются также по месту нахождения порта приписки.

Таким образом, если лицо зачислено на работу в организацию в качестве члена экипажа на суда, то территориальные условия определяются по месту приписки судна.

Что касается маломерных судов, то после государственной регистрации судна и права собственности на них выдается судовой билет маломерного судна, который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу.Территориальная принадлежность маломерных судов определяется по месту постоянного базирования (стоянки) судов на основании судовых билетов.

Поскольку суда, на которых Вы работали, приписаны к портам, расположенным в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то периоды работы в море обоснованно учтены как работа в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера.

В связи с тем, что Вы не имеете требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, то Вам на законных основаниях пенсия выплачивается с учетом районного коэффициента по непроизводственной сфере 1,4.

Кроме того, страховая часть пенсии зависит от продолжительности календарного трудового стажа по состоянию на 01.01.2002, заработка пенсионера и суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальный счет пенсионера после 01.01.2002 года.

При этом согласно статье 30 вышеназванного Закона страховая часть трудовой пенсии определяется с учетом отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране не свыше 1,2. Для лиц, проживающих на 31.12.2001 в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (данное обстоятельство может подтверждаться регистрацией по месту жительства, фактом работы, решением суда), и страховая часть пенсии устанавливается с учетом повышенного индекса отношения заработка пенсионера к аналогичной заработной плате по стране (в Поронайской районе это 1,4) независимо от возраста и стажа.

Для тех, кто на 31.12.2001 не проживал в указанных районах и местностях, но проработал не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и при наличии 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет – для женщин, а также при наличии справки о заработной плате с указанием районного коэффициента по последнему месту работы, также предоставлено право на повышенный индекс отношения заработков независимо от места жительства.

Поскольку Вы на 01.01.2002 не проживали в районах Крайнего Севера и у Вас нет работы на эту дату в районах Крайнего Севера, то оснований для определения страховой части трудовой пенсии с индексом отношения заработков выше, чем 1,4, не имеется.

Д. МАЗУР, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области.

6.3.1. Надпись названия судна должна наноситься в носовой части с обоих бортов и на корме. Кроме того, на судах загранплавания надпись названия судна должна наноситься на щитах, установленных с каждого борта на ограждениях верхнего или ходового мостика. Надпись названия порта приписки должна наноситься на корме.

6.3.2. Надписи названий судна и порта приписки на корпусе судна должны наноситься буквами русского алфавита, а название судна на щитах - буквами латинского алфавита. Латинские эквиваленты русских букв в названиях судов должны выполняться в соответствии с таблицей IV "Международного свода сигналов" 1965 г. (Приложение 2). В тех случаях, когда суда названы именами иностранных граждан латинопишущих стран, латинская транслитерация названия судна дается в соответствии с написанием, принятым в этих странах.

6.3.3. Места расположения надписей на корпусе,размеры и места установки щитов для надписей нужно определять особо для каждого судна, исходя из длины надписей, конструктивных образований кормы и носа судна, руководствуясь общими требованиями, изложенными ниже.

6.3.4. На судах с высотой надводного борта в носовой части (в районе брашпиля или шпилей) 5,0 м и более надпись следует располагать на расстоянии 1,0 - 1,5 м от линии верхней палубы (рис. 2). На судах с меньшей высотой борта это расстояние может быть уменьшено до 0,3 - 0,8 м. Надпись должна наноситься параллельно линии палубы.

6.3.5. Для обеспечения лучшей видимости и удобства чтения в направлении, перпендикулярном борту судна, надпись в носовой части по длине не следует располагать близко к форштевню. На судах с высотой борта 5,0 м и более расстояние между якорным клюзом и надписью должно быть не менее 1,0 м. На малых судах это расстояние может быть уменьшено.

6.3.6. Надписи названий судна и порта приписки на корме следует наносить посередине кормовой части судна (рис. 3). При остром образовании кормы и в тех случаях, когда особенности конструкции кормовой части не позволяют нанести надписи посередине, они должны быть нанесены с обоих бортов кормовой части. С обоих бортов могут наноситься надписи на крупных пассажирских судах, независимо от формы образования кормы.

6.3.7. Надпись названия судна на корме следует располагать на расстоянии не менее 0,5 м от линии верхней палубы. На малых судах это расстояние может быть уменьшено до 0,2 м.

6.3.8. Название порта приписки должно располагаться под названием судна по оси, делящей пополам длины этих надписей. Расстояние между надписями по вертикали должно быть 0,2 - 0,4 м; на малых судах - 0,1 - 0,2 м.

6.3.9. На низкобортных судах с привальным брусом (портовые буксиры, баржи и т.п.) надписи на носовой части и корме могут наноситься на фальшборте, а на судах, не имеющих привального бруса, - непосредственно вблизи линии верхней палубы. На судах портового флота, работающих без выхода за пределы акватории порта или рейда, название судна на корме допускается не наносить.

Что означает флаг, под которым яхта выходит в море? Флаг на корме яхты олицетворяет государство, где уполномоченный исполнительный орган регистрирует яхту, отвечающую Своду норм и правил для мореплавателей, принятому данным регистратором. Как правило, Свод норм и правил соответствует британскому Large Yacht Commercial Code и не противоречит документам Международной морской организации (IMO) по безопасности судоходства и охране окружающей среды. Регистратор яхты, под флагом которого она выйдет в плавание, осуществляет контроль за соблюдением своего Свода требований в территориальных водах государства приписки и несет ответственность за суда своего реестра, которые пребывают в международных территориальных водах. Зарегистрированный флаг является основанием для выдачи необходимых сертификатов и разрешительных документов для мореплавателей.

Владелец яхты не ограничен в выборе регистратора яхты, а, следовательно, флага и порта приписки судна. Поэтому важно выбрать «правильный флаг» и место приписки яхты.

В мире существует несколько так называемых «белых списков» регистраторов яхт/флагов. В эти списки входят регистраторы с хорошей международной репутацией, приобретенной благодаря осуществлению ими качественного контроля судоходной и экологической безопасности судов и контролю соблюдения на судах сводов норм и правил для мореплавателей, а также благодаря осуществлению регистраторами административной и технической поддержки членам своего реестра.

«Белые списки» приняты в рамках меморандумов о взаимопонимании относительно контроля судов, приписанных к порту государства (Memorandum of Understanding on Port State Control). Существуют Парижский и Токийский меморандумы, определяющие новый инспекционный режим, а также высокие стандарты Береговой охраны Соединенных Штатов (USCG Qualship 21).

Однако существуют и так называемые списки «флагов несоблюдения», возникшие из-за нарушений в среде промышленного судоходства. Известно, что сегодня треть танкеров международной нефтяной флотилии имеют плохие показателями безопасности мореплавания, вследствие чего, флаги государств, под которыми они зарегистрированы, попадают в списки «флагов несоблюдения», и на них оказывается давление международных организаций по защите безопасности судоходства и экологической среды.

Престижность флага гарантирует высокий контроль за соблюдением стандартов и правил безопасности на судне со стороны регистратора, а следовательно, повышает уверенность владельца в своем судне. Однако, при выборе регистратора, не стоит поддаваться влиянию мифов, и знать, что: регистратор судна не предоставляет льгот по налогообложению; регистратор флага обязательно выясняет конечного бенефициара судна и не зарегистрирует судно на подставного владельца; владельцу не удастся зарегистрировать судно с техническими аспектами, не соответствующими стандартам судоходной и экологической безопасности, а также нормам обслуживания.

Требования всех основных реестров яхт соответствуют стандартам и правилам, общепринятым в международной морской практике: SOLAS, MARPOL, MLC 2006, COLREG, STCW, - так что условия регистрации флага у всех регистраторов очень похожие.

В то же время, существуют нюансы, на которые стоит обратить внимание, выбирая регистратора яхты/флага. Если яхта принадлежит компании, зарегистрированной на оффшорной территории, где есть регистратор флага, то проще зарегистрировать яхту под флагом этого регистратора, т.е. по месту регистрации конечного бенефициара. Это сократит расходы примерно на €1000 в год за счет экономии на посреднике, представляющем интересы владельца в другой стране, где владелец хотел бы зарегистрировать свою яхту, не будучи резидентом.

Поскольку формально особой разницы между условиями регистрации у различных регистраторов яхт/флага нет, то можно сконцентрироваться на дизайне флага и выборе порта приписки, который затем будет красноречиво подчеркивать достоинства вашей яхты под ее названием…

Из всех регистраторов яхт, предпочтительней выбрать один из трех вариантов: группа флагов торгового флота Великобритании (Red Ensign Group), Маршалловы острова и Мальта.

Red Ensign Group (REG) – крупнейший регистратор яхт. По мнению экспертов яхтенной индустрии, под флагами Группы зарегистрировано около 80% яхтенного флота. Свой престиж REG завоевала благодаря приверженности глубоким традициям мореплавания и высоким стандартам качества и безопасности. В Группе работает большое количество высококвалифицированных инспекторов, которые неизменно следуют ценностям REG и своду документов Large Yacht Commercial Code, одобренному Международной морской организацией (IMO), как равноценный заменитель некоторых морских конвенций (Конвенции по грузовой марке, SOLAS и STCW) .

В состав Red Ensign Group входят регистраторы из Великобритании, территорий Короны (острова Мэн, Гернси и Джерси) и заморских территорий Соединенного Королевства (Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские острова, Гибралтар, Монтсеррат, остров Святой Елены и острова Turks & Caicos). Любое судно, зарегистрированное на этих территориях, является «британским судном» и имеет право плавать под флагом REG.

Существует две категории реестров REG:

Категория 2 - в ней регистрируются коммерческие суда и яхты, тоннажем до 150 брутто-регистровых тонн (этот предел может быть продлен до 400GRT при согласовании с Великобританией); и судов, которые не используются для коммерческих нужд, тоннажем до 400 GRT.

Согласно данным Дениса Перевозникова, управляющего проектами моторных яхт, составленного на базе http://www.world-register.org/ , картина регистрации яхт под различными флагами выглядит следующим образом:

Регистратор флага: Бермудские острова

Порт приписки: Hamilton. Под флагом Бермудских островов плавает около 36 яхт длиной более 24 метров. Самые известные - А и Eclipse.

Регистратор флага: Британские Виргинские острова

Порты приписки: Road Harbour, Gorda Sound и White Bay. В реестре Британских Виргинских островов числится 19 яхт, длиной более 24 метров. Наиболее известная яхта - Dynasty.

Регистратор флага: Каймановы острова

Порты приписки: George Town, The Creek, Bloody Bay. Это самый популярный флаг в яхтенной среде. Под ним зарегистрированы 597 яхт, длиной более 24 метров.

Регистратор флага: Гибралтар

Порт приписки: Gibraltar. В реестре Гибралтара находится 16 яхт, длиной более 24 метров. Большая часть яхт была построена на верфи Kaiser Werft.

Регистратор флага: остров Мэн

Порты приписки: Douglas, Castletown, Peel, Ramsey. Это второй по значимости флаг в яхтенной среде, который развевается на корме 125 роскошных яхт, длиной от 24 метров. Наиболее известные представительницы – яхты Azteca, Baton Rouge.

Регистратор флага: Маршалловы острова

Свод стандартов и правил регистратора флага соответствует Large Yacht Commercial Code.

Порты приписки: Bikini, Jaluit. Под флагом Маршаловых островов плавает около 70 яхт длиной более 24 метров. Самые известные яхты реестра - Big Fish и Star Fish.

Регистратор флага: Мальта

Собственный свод стандартов и правил регистратора, расположенного на территории ЕС, соответствует Large Yacht Commercial Code. Он является крупнейшим регистратором флага в ЕС, входит в «белый список» Парижского меморандума.

Порт приписки: Valetta. Под флагом Мальты зарегистрированы 92 яхты, длиной более 24 метров. Среди них, знаменитый «Мальтийский сокол», Zefira, Exuma.