Археологический парк Като Пафос — музей под открытым небом на Кипре, включенный во все путеводители и официальные экскурсии как «must go». Путешественники приезжают посмотреть на руины античного города Неа-Пафос и хорошо сохранившиеся древнеримские мозаичные панно, случайно обнаруженные в начале 1960-х годов при сельскохозяйственной вспашке земли. Раскопки и исследования культурных слоев продолжаются до сих пор, при этом исторические сооружения открыты для посетителей круглогодично. Доступ прекращается лишь на Пасху, Рождество и новогодние каникулы.

Часы работы парка зависят от времени года. С ноября по март: 8:00 — 17:00; апрель, май, сентябрь, октябрь: 8:00 — 18:00; летом (с июня по август): 8:00 — 19:30. Вход стоит 4,5 евро, дети до 16 лет пропускаются бесплатно. Билетная касса расположена со стороны гавани.

Комплекс раскинулся на площади 80 га, что сопоставимо по размерам с десятком футбольных полей. Даже беглый осмотр основных объектов экскурсионного маршрута займет 2-3 часа, поэтому следует позаботиться об удобной обуви, а в летний период — о головных уборах, солнцезащитных очках и одежде, закрывающей плечи. На обширной территории не растут деревья, и укрыться от палящих лучей солнца будет негде. У входных дверей не забудьте захватить карту-схему на русском языке, на которой также указано расположение катакомб Святой Соломонии и «Царских гробниц» , находящихся за пределами парка. Для посещения некрополя потребуется купить отдельный билет за 2,5 евро. Ориентацию на местности облегчают указатели.

Предусмотрены бесплатные туалеты, скамейки и беседки для отдыха, вендинговые автоматы по продаже снеков, шоколада, колы и бутилированной питьевой воды. Возле построек есть информационные стенды с описанием достопримечательностей на английском и греческих языках, часть текста дублируется шрифтом Брайля.

Смотровые площадки с галереями позволяют сделать панорамные снимки и оценить масштаб Нового Пафоса с высоты. Планировка кварталов с системами водопроводных и канализационных труб свидетельствует о развитой городской инфраструктуре.

Перед самостоятельным визитом не лишним будет скачать аудиогид . Тем, кто плохо знаком с историей и мифологией, не стоит пренебрегать услугами экскурсовода, поскольку без соответствующих пояснений памятник мировой культуры покажется нагромождением камней. Готовые экскурсии с трансфером предлагают во всех отелях и туристических бюро.

Достопримечательности

Парк-музей, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, включает здания разных эпох и цивилизаций: Эллады и Древнего Рима, Византии и Османской империи. Свой след оставили также древнегерманские племена — франки, и крестоносцы раннего Средневековья.

Туристы могут увидеть акрополь с агорой (рыночной площадью), колонны и фрагменты стен храма Асклепия , театр, замок Саранта Колонес и мозаики в 4-х виллах богатых горожан: это дома Диониса, Тесея, Эона и Орфея. Названия присвоены по именам главных героев мифологических сюжетов, запечатленных на напольных мозаичных полотнах. Самый древний из артефактов относится к IV в. до н. э. и изображает Сциллу — чудовище из греческого эпоса, описанное в поэме Гомера «Одиссея».

Для создания рисунков и орнаментов использовались галька, мрамор и цветное стекло. Филигранная работа мастеров поражает воображение. Тонкая детализация и гармоничность цветовых сочетаний придают лицам богов пространственный объем и выразительность. Кроме композиций на тему мифов и легенд, встречаются и сцены из повседневной жизни. Найденные образцы декоративного искусства говорят о том, какое большое внимание уделялось красоте и эстетике в интерьерном оформлении публичных мест и жилых помещений.

Одеон , возведенный эллинами и переделанный во времена правления римского императора Августа, служил местом проведения театральных представлений. Крыша защищала публику от солнца и осадков. В настоящий момент отреставрирована сцена и половина рядов амфитеатра, на которых снова собираются зрители. В высокий сезон ставятся спектакли, выступают музыкальные и танцевальные коллективы, устраиваются концерты и фестивали.

От базилики Панагия Лимениотисса уцелели лишь обломки фундаментных плит, колонны и мозаичные полы с геометрическими узорами. Также можно спуститься в каменоломни, где веками добывали известняк, а вырубленные в подземельях коридоры и пещеры затем служили убежищем для первых христиан, подвергавшихся гонениям.

Доминанта парка — действующий маяк высотой 20 м, построенный англичанами в 1888 году на холме для безопасной швартовки британских торговых судов и военных кораблей. В темное время суток прожектор на белой башне подает световые сигналы каждые 15 секунд.

Как добраться в Като Пафос

Железнодорожное сообщение на острове отсутствует, зато автобусная сеть отлично развита. Проезд стоит 2 евро, билет приобретается у водителя. Нужная остановка называется Като Пафос, это центральная городская автостанция. До ближайшего к археологическому комплексу пляжа — Аликес — идти пешком около километра.

Основной маршрут автобуса в Пафосе — № 615, он проходит от пляжа Geroskipou Public Beach по живописному побережью до Coral Bay Beach. Интервал движения составляет примерно 15 минут, транспорт курсирует с 6:00 утра до полуночи. Из туристического сектора также получится добраться автобусами № 603, 611, 631.

Автовокзал Karavella Station, принимающий междугородные рейсы, находится в 3 км от парка. По прибытию из Никосии, Ларнаки или Лимассола нужно пересесть на маршруты № 610 или № 618. Из аэропорта следует автобус № 612, из центра города — автобус № 610.

Автомобилисты, взявшие машину напрокат, могут воспользоваться бесплатной парковкой.

Для быстрых и комфортных передвижений пригодятся мобильные приложения вызова такси: Taxidi, nTAXI, IGOGO (доступны на русском, авторизацию лучше пройти с местной SIM-карты). Международных агрегаторов типа Uber на Кипре нет.

Археологический парк Пафоса: видео

Курортный город Пафос условно разделен на два района. Нижняя часть, Като Пафос, находится у моря, это – старый город. А новый – это Пано Пафос, современный район с жилыми кварталами и административными зданиями. Като Пафос традиционно считается туристическим местом. Там построено большинство отелей, чтобы отдыхающим было быстрее добираться до моря. А также в этой части сосредоточены основные достопримечательности. Одна из них – археологический парк.

Археологический парк Като Пафос

Этот парк, являющийся музейным комплексом, называется так же, как историческая часть города, Като Пафос. Он достаточно большой и буквально напичкан интересными местами. В этом месте и сейчас ведутся раскопки, а начались они более 55 лет назад. Вот самые значимые достопримечательности:
  • дома с мозаикой,
  • крепость Саранта Колонес,
  • храм Асклепия,
  • Агора (рынок),
  • Одеон (амфитеатр).

Добраться сюда легко из любой части города, часто курсируют автобусы. Осмотреть все достопримечательности можно самостоятельно, воспользовавшись бесплатной картой (можно взять у входа) и ориентируясь по указателям. Экскурсии с гидом от разных турбюро, в том числе на русском языке, тоже предлагаются ежедневно.

Като Пафос на Кипре летом лучше посещать в вечернее время. Ведь все объекты археологического комплекса находятся на улице, и осматривая их под жарким солнцем, можно получить тепловой удар. Обязательно соблюдайте правила предосторожности: надевайте головной убор и захватите с собой бутылочку воды.

Дома с мозаикой


От древних роскошных домов знатных людей Пафоса осталось очень мало. В основном это – фундаменты с мозаичным полом и некоторые уцелевшие фрагменты зданий. Но в свое время это были большие виллы со множеством комнат, бассейнами, банями (термами), колоннами. Найдены они были совершенно случайно, при вспашке земли. А названия им дали в честь древнегреческих богов и легендарных личностей, которые были запечатлены в мозаике: Диониса, Тесея, Эона и Орфея.

Мозаичные рисунки, которые туристы могут увидеть, очень разные. Одни совсем примитивные, выложенные из светлых и темных камешков, другие со сложными рисунками, многоцветные. Некоторые мозаики относятся к периоду до нашей эры, а какие-то – к более поздним периодам, причем «новые» иногда были выложены на «старых».

Саранта Колонес


В парке Като Пафос также интересно взглянуть на древнюю крепость. Саранта Колонес переводится с греческого как «сорок колонн». И действительно, в свое время крепость представляла собой площадку с сорока колоннами и замком. Сейчас же туристы могут наблюдать только несколько арок, лестниц и частей башен. Также можно найти здесь массивные основания колонн и сами колонны, но только лежащие на земле, а не возвышающиеся величественно над окружающим ландшафтом.

Храм Асклепия

Асклепий был богом медицины у древних греков. По легенде он родился у смертной женщины от бога Аполлона. Женщина эта была убита по приказу Аполлона за измену, поэтому маленький Асклепий воспитывался кентавром Хироном. Последний и обучал юношу врачеванию. Асклепий достиг больших успехов, даже оживлял мертвых. За это боги дали ему бессмертие, приравняв к себе.

Храм Асклепия представляет собой руины, но даже в таком состоянии поражает. Он очень большой, это не одно здание, а целый комплекс с площадью, окруженной постройками с террасами. По некоторым предметам, а именно медицинским приспособлениям, найденным при раскопках, ученые определили, что храм Асклепия был не совсем традиционным. Он был также центром по обучению медицине.

Акрополь и Одеон


Одеон представляет собой типичный для того времени театр в форме подковы (амфитеатр). Эта постройка, датируемая 3 веком н.э., конечно же, не сохранилась в первоначальном виде. Но амфитеатр отреставрировали, и теперь здесь проводятся представления под открытым небом. Рядом с Одеоном в археологическом парке Като Пафос находится Агора, то есть рыночная площадь. Она считалась главной площадью города в древности. Сейчас на этом месте можно увидеть лишь развалины.

В археологическом комплексе Като Пафос можно провести много часов. Лучше немного подготовиться: почитать про местные достопримечательности. Тогда пользоваться услугами гида совсем не обязательно. Гуляйте по парку самостоятельно, проникаясь атмосферой его древности и величия.

В доме Орфея сохранились части трех мозаик. На одной изображен Геракл, готовящийся к прыжку на льва, на второй амазонка, держащая поводья коня и двойной топорик, на третьей - Орфей с лирой в руках, а вокруг дикие животные, завороженные музыкой древнегреческого героя.

Замку Саранта Колонес “досталось” больше других. Он практически разрушен до тла. Сохранились лишь подвалы и ажурные арки. По ним можно судить о планировке здания. Стены были толщиной в 3 метра, по углам стояли массивные башни. Главные ворота были в форме подковы.

Внутри замка размещены военные, хозяйственные постройки: пекарня, мельница, бассейны, казармы, кузница, баня, конюшня и др. Была даже часовня на втором этаже.

Из храма Асклепия остались только колонны да небольшие фрагменты стен.

В северо-западной стороне парка можно увидеть стены, окружавшие город.

Возле входа разместилась базилика Панагия Лимениотисса, вернее ее руины. Храм был построен в 5 веке, имел три нефа. Арабы разграбили его в 653 году и сделали конюшней. В 7 веке церковь восстанавливают, но землетрясения 1159 и 1222 годов уничтожили сооружение. В настоящее время можем увидеть только остатки фундамента, колонны, полы, выложенные мозаикой с геометрическим рисунком.

В скалах возле маяка (почти вдоль моря) находятся пещеры, используемые для жилья или для добычи камня. Каменоломни впечатляют своими размерами и древностью.

Тропинка от пещер ведет к катакомбам святого Ламбрианоса. Это вырубленные в известняке коридоры, комнаты, лестницы.

О чем следует знать, отправляясь в археологический парк Пафоса

Посещать парк, достаточно большой по своему размеру, лучше или с утра, или после обеда.

Ходить придется под открытым небом и палящим солнцем (летом), продумайте заранее обувь и одежду. Не забудьте за крем от солнечных лучей: это не пляж, но сгореть на солнце вполне реально.

Без гида или аудиогида экскурсия в парк будет скучновата. Конечно, есть описания и таблички возле каждого здания, но надо знать греческий или английский. А если не помните и мифы Древней Греции, то и подавно.

Захватите воду и перекус.

В Одеоне (амфитеатре) летом проходят театральные и музыкальные представления. У вас появится уникальная возможность посетить древний театр с современными постановками (тандем прошлого и настоящего).

У входа в парк можете взять бесплатно карту парка на русском языке. На ней найдете и расположение катакомб и комплекса «Гробницы царей».

Около километра отделяет парк от пляжа Аликес. Можете заглянуть на пляж после осмотра достопримечательностей парка.

Прошлое Кипра – это бездонный колодец открытий, удивлений и восторга. Остров усыпан уникальными древностями, про одну из которых мы и поведали вам.

В 1962 году фермер, вспахивая на тракторе каменистую землю, случайно наткнулся на мозаичное панно. Это произошло в трёхстах метрах к северу от старой гавани Пафоса на невысоком плато, расположенным над портом. Начавшиеся здесь раскопки обнаружили остатки пяти римских вилл III - II века н.э. Сами виллы не сохранились, но зато уцелели уникальные напольные мозаики. В 1980 году археологические памятники Като Пафоса были включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия, что и послужило поводом создания городского Археологического парка , который станет целью нашей сегодняшней экскурсии.

Прежде чем мы с вами отправимся на экскурсию прослушайте "важную информацию".

Парк расположен на открытом месте и занимает большую площадь, поэтому ходить по нему придётся довольно долго. Очень рекомендуем спланировать его посещение либо с самого утра, либо совсем уж во второй половине дня. Солнце жарит летом нещадно, поэтому мало того, что будет днём очень тяжело ходить, так ещё и сгореть можно. Возьмите с собой крем "от загара", воду, а также хорошее настроение и... фотоаппарат.

Живущие в районе Пафоса знают как сюда добраться, а для остальных приведём GPS координаты парковки, которая западной своей частью просто упирается во вход в парк.

34.756400 32.410000 − парковка рядом с гаванью в Пафосе

Ну что ж, пора начинать! От места парковки или автобусной остановки подойдём к входу в парк.

В рассказах о Кипре мы часто пользуемся услугами "аудиогида". Сегодня не будет исключением. Давайте послушаем вводную часть, рассказывающую историю о "происхождении" Пафоса. Как ни странно, город Пафос на Кипре находился в разное время в разных местах − бывает такое. Слушайте пока рассказ, а мы дадим небольшую ремарку по этому поводу.

Введение (послушать или скачать): MP3

Палио Пафос (старый Пафос - Palio Paphos - Παλιά Πάφος) − совсем древний Пафос, который располагался в семнадцати километрах от теперешнего. Сейчас на этом месте находится деревня Куклия.
Нео Пафос (новый Пафос - Neo Paphos - Νέα Πάφος) − древний Пафос, расположенный на месте, куда мы сегодня приехали.
Като Пафос (нижний Пафос - Kato Paphos - Κάτω Πάφος) − прибрежная часть современного Пафоса, "оккупированная" в основном туристами.
Пано Пафос (верхний Пафос - Pano Paphos - Πάνω Πάφος) − деловой центр города, а также место проживания собственно пафовчан.
Деление на "като" и "пано" в общем-то условное.

Давайте предварительно познакомимся с тем, что нам предстоит сегодня посмотреть и попутно сориентируемся на местности. Как и в Курионе названия виллам были даны по именам героев греческой мифологии, изображённых на мозаиках, а не по именам их хозяев. Сегодня четыре виллы − Диониса , Тесея , Орфея и Эона открыты для посещения. Кроме них интересны также древний амфитеатр (Одеон), Агора (форум) и руины замка "Сорока колонн" (Saranda Kolones Castle).

Глянем на их расположение на карте.

Мы видим, что ближе всего к входу расположены сразу три виллы − прямо по направлению от входа. Но почему-то "организованные" экскурсии начинают обычно с виллы Диониса, что находится чуть правее. Её легко отличить − она укрыта большим навесом. Вы лучше сами решите на месте куда идти сначала. Если приехали рано, то можно для начала открытые местности пообследовать, а потом перебраться "под крышу". Но мы уж начнём с Диониса.

Жилище Диониса (Вилла Диониса)

Можете включить как фон подробный рассказ о жилище Диониса , а мы дадим только краткую информацию.

Жилище Диониса (послушать или скачать): MP3

Начнём рассказ с самой древней мозаики, случайно обнаруженной здесь уже при возведении навеса над основными экспонатами. Она самая древняя и датируется IV веком до н.э., то есть ещё доримскими временами Кипра. Мозаика изображает Сциллу − женщину, собаку и рыбу в одном лице. Так её описал когда-то Гомер в своей "Одиссее". Пока аудиогид доказывает нам, что Сцилла (Скилла − по версии гида) не всегда была чудовищем, а сначала была вполне себе нормальной девушкой, мы рассмотрим мозаику.

А теперь начнём осмотр более "современных" мозаик, относящихся к началу нашей эры. Многим известна история красавца Нарцисса, который никому не отвечал взаимностью. Даже нимфа Эхо не смогла обратить на себя его внимания. В итоге совсем, бедняжка, зачахла, оставив от себя только свой голос − эхо. Ну а Нарциссу воздалось за это от богов. Увидев как-то своё отражение в воде Нарцисс так и не смог оторвать взгляд от себя любимого, за этим занятием и умер. Боги в результате всё-таки сжалились над ним и посмертно превратили парня в красивый цветок, растущий у воды − в нарцисс.

Рядом с Нарциссом расположена ещё одна мозаика. В момент, когда мы были там, пришла англоязычная экскурсия. А экскурсоводом у них был большой такой негр... ну или может афрокиприот. И вот он, склонившись над мозаикой, задал вопрос присутствующим − мол что на ней изображено? И все начали играть в отгадайку.

Я тоже пытался отгадать, пока кто-то не произнёс four seasons, на что гид сказал − правильно! Я ещё тогда подумал, а при чём здесь модный среди россиян лимасольский отель с одноимённым названием? Но врубившись в перевод осознал, что речь идёт про времена года.

Начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке это лето, весна, осень и зима. Ну что ж квест пройден, пойдём дальше. В этом доме смотреть и смотреть. Но мы сейчас покажем ещё одну фотографию и будем перебираться далее. А на более полный фотоальбом дадим ссылку в конце рассказа.

Насмотревшись на мозаики в доме Диониса, будем двигаться чуть обратно, но не к входу, а немного правее него. Нас там ждёт большое пространство, на котором представлены сразу несколько вилл: Эона , Тесея и Орфея .

Первым по ходу будет вилла Эона.

Она, как и Диониса, располагается в укрытом помещении. Эта вилла находилась как раз напротив дома тогдашнего римского проконсула. Наверно достаточно знатным был и его сосед, на территорию которого мы сейчас пришли. Здесь раскопки ещё продолжаются, но и по имеющимся в наличии мозаикам можно судить об этом. Предоставим слово для пояснения нашему аудиогиду. Правда гид считает, что мы будем двигаться сначала к Орфею, потом Тесею и наконец к Эону... а мы поступим ровно наоборот.

Для нашего рассказа я просто поясню, что именно здесь находятся мозаики филигранной работы − они выполнены из очень мелких кусочков, содержащих большую гамму цветовых оттенков, благодаря чему мастерам удалось добиться объёма в изображении лиц. Постарайтесь рассмотреть это, когда будете там. На фото трудно передать такие нюансы, но мы попробуем.

Мозаики датируются началом IV века н.э. − периодом распространения христианства на Кипре. Посмотрим сейчас на ещё одну из мозаик и пойдём дальше.

Дальше, по мере продвижения, нам встретится жилище Тесея. Оно находится уже на открытом пространстве. Предполагается, что именно здесь жил римский проконсул. Самое время вспомнить, что проконсула Сергия апостол Павел в 45-ом году сумел обратить в христианскую веру. Но эта вилла датируется более поздним периодом. Добравшись до её "окраины" можно запечатлеть один из самых "открыточных" видов Кипра, который мы поместили на нашей главной странице. Покажем почти тот же вид, но с другого ракурса. Самолёт в кадре напоминает, что рядом с Пафосом есть аэропорт.

Да, чуть не забыли про нашего аудиогида!

А теперь подойдём к одной из главных мозаик виллы, на которой Тесей готовится вступить в битву с Минотавром. Вкратце напомним эту легенду, описанную в википедии.

Минотавр (Μῑνώταυρος, бык Миноса) - по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. (тьфу! - прим. моё ) Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей).
Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому - покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.

Но кипрским гидам по душе больше другая легенда, основанная на рассказе Пеона Амафунтского, по которой Тесей покинул Ариадну на Кипре, где она умерла во время родов, и её могила была в роще Ариадны-Афродиты, которая находится как раз в Амафунте. Грустная история в общем. Кстати, почему я подчеркнул слово, догадываетесь? Амафунта или Аматус − это название одного из древних городов-государств на Кипре, по руинам которого можно побродить, добравшись до восточной окраины Лимасола. А Пеон был оттуда, значит ему виднее!

Ну вот теперь, наконец, смотрим на мозаику, посвящённую этому знаменательному событию: приготовлению Тесея к схватке с Минотавром. Круг на мозаике символизирует Лабиринт. Заметим, что эта мозаика является самой древней и датируется третьим веком нашей эры.

Следующая легенда учит нас тому, что надо не забывать про обещания, даже если ты совершил много подвигов.

Уезжая на битву с Минотавром Тесей поднял на своём корабле чёрные паруса. Но он договорился с отцом, царём Эгеем, что в случае победы вернётся обратно на корабле с белыми парусами. И вот убив Минотавра и распрощавшись с Ариадной Тесей отправился в обратный путь, забыв поменять паруса. Царь Эгей, заметив корабль с чёрными парусами, уверился в гибели сына и покончил с собой, бросившись в море. По легенде, именно поэтому море получило название Эгейское.

Чуть поодаль находится ещё одна мозаика, посвящённая рождению знаменитого Ахилла. Пусть о ней пока расскажет аудиогид, а мы вкратце напомним ещё одну легенду, теперь уже об Ахилле.

Рождение Ахилла (послушать или скачать): MP3

Приведём небольшую википедическую справку об Ахилле и о версиях о том, что с ним мать вытворила в детстве.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного - Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка - «Ахиллесова пята» - для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Остальные мозаики дома Тесея вы посмотрите сами или в крайнем случае в нашем фотоальбоме , а пока двинемся дальше... но не далеко. Чуть ближе к морю расположилась вилла Орфея.

Здесь тоже можно найти несколько мозаик.

Замок Саранда Колонес (Saranda Colones castle)

Покидаем это место трёх вилл и выйдем снова на дорогу, приведшую нас от входа в парк к жилищу Диониса, которое мы посетили в первую очередь.

Доходим до развилки. Если пойти налево, то как раз к Дионису снова попадём, а если направо, то согласно указателю нас ждут руины замка Сорока колонн (Saranda colones). Сворачиваем и идём. Через двести с небольшим метров откроется территория, на которой находился этот замок, и остатки которого нам предстоит сегодня поисследовать.

Крепость была возведена в VII веке византийцами. Для строительства её стен использовались фрагменты более ранних античных сооружений, в том числе базальтовых колонн − отсюда и произошло её название.

В 1191 году этот замок, как и портовая крепость, капитулировала перед Ричардом Львиное Сердце. В начале XIII века крестоносцы укрепили крепость, но вскоре она была практически полностью разрушена землетрясением 1222 года. Уцелели лишь две изящные ажурные арки и мощные подвальные помещения, по которым можно судить об оригинальной планировке замка.

Замок имел в основании форму квадрата с длиной стороны 10 с небольшим метров с квадратными же башнями в каждом углу. Главный вход проходил через пятую башню на восточной стороне, имевшую форму подковы. По периметру замок был окружён стенами трёхметровой толщины с восемью башнями, а вокруг пролегал ров, через который был переброшен деревянный мост для прохода в крепость. Давайте глянем на план крепости и на фото, снятое с воздуха, чтобы лучше представлять, где мы будем сейчас ходить.

Ну а теперь можно неспеша побродить по замку и поразглядывать его потаённые уголки.

Остальные фотографии вы увидите в нашем фотоальбоме, а пока двинемся дальше.

Одеон и Агора

Возвращаемся снова на дорогу, где мы встретили указатель, и движемся по направлению, куда указывает надпись Odeon. Метров через двести пятьдесят приблизимся в краю Агоры. Собственно это просто участок земли, на котором ещё ведутся раскопки. Нам пришлось отойти в край площади, чтобы захватить их вместе.

Агорой в те времена называлась рыночная площадь. Да и сейчас в греческом языке слово агора (αγορά) означает место торговли, например "псарагора" (Ψαραγορά) не что иное, как "рыбный магазин". А теперь подойдём к Одеону или, иначе, к древнему амфитеатру.

Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа. Современный вид он приобрёл в III веке. В античные времена они имел крышу, которая защищала зрителей от солнца и дождя.

Сегодня амфитеатр частично восстановлен. Отреставрирована половина из 25 рядов амфитеатра и открыта сильно разрушенная сцена, около которой найдено много фрагментов украшавших её колонн. В летние месяцы, как и на Курионе , здесь под открытым небом регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления. Так что у вас есть шанс посетить Одеон, выступающий в роли современного театра.

Близ Одеона находятся руины асклепиона, возведённого в своё время в честь бога врачевания Асклепия.

Ну вот на этом познавательная часть нашей экскурсии практически закончена. Если остались силы, то можно дойти до стены, окружавшей когда-то город. Подошли и мы.

Вы наверно заметили, что на последних снимках что-то маячило у вас в глазах. Да, это пафосский маяк. Давайте уж подойдём, тем более, что по нему можно немного полазать, чтобы сделать несколько снимков с "верхотуры".

Маяк Пафоса − самое молодое строение на этой территории. Он был построен англичанами "всего лишь" в 1888 году. Маяк помогал ориентироваться кораблям при заходе в порт Пафоса. Это один из пяти маяков Кипра, но самый известный из них. Башня маяка имеет высоту 20 метров, да плюс к тому стоит на возвышении. Поэтому получается, что сам фонарь светит в высоты 36 метров над уровнем моря, что делает его очень заметным с воды. Маяк продолжает выполнять свои функции и в наши дни, вспыхивая в вечернее время с интервалом в 20 секунд.

Наша прогулка по парку закнчивается. Ну а если она затянется до вечера, то вы сможете наблюдать здесь очень красивые закаты! :)

Первейшая достопримечательность Пафоса – огромная археологическая зона на широком мысу, вдающемся в море. На таком удобном месте, с трех сторон окруженном морем, рядом с удобной бухтой, не мог не возникнуть город.

Археологическая зона Пафоса на карте

Археологическая зона огорожена сеткой-рабицей. На территорию есть два входа и несколько выходов по периметру (в виде односторонней вертушки). Главный вход в археологический парк находится недалеко от гавани, за парковкой. Если вы стоите на городской автостанции Harbour, то надо пересечь парковку и идти вдоль забора по направлению к морю.

Билет стоит 4-50. Археологический парк работает 7 дней в неделю (мы были в понедельник) до 17 часов (летом – до 19-30).

Вход в археологический парк

Зона огромная. На ее территории разбросаны памятники различных эпох. Конгломерат времен: Древняя Греция, Рим, Византия, Средневековье, Османская империя – каждая цивилизация оставила след на этом клочке земли. Многое еще остается под землей и ждет своих исследователей-археологов.

В археологическом парке мы провели три часа. Обязательно возьмите при покупке билета план, потому что некоторые объекты без плана можно пропустить. Перед глазами расстилается большое, заросшее травой поле, и только на расстоянии пары метров можно, например, увидеть спуск в раннехристианскую церковь или катакомбы.

Римские виллы с мозаиками

Самыми ценными экспонатами музея считаются четыре римских виллы 3-5 вв. н.э. От самих вилл остались фундаменты, фрагменты стен, колонны, остатки купален, фонтанов и – самое главное – мозаичные полы. Именно благодаря этим уникальным мозаикам античный Пафос включен в список ЮНЕСКО. И сами виллы получили названия от персонажей, изображенных на мозаиках: виллы Эона, Тесея, Орфея и Диониса.

Виллы Эона, Тесея, Орфея расположены вместе, одна за другой, а вилла Диониса стоит обособленно.

Сразу за входом на археологическую зону дорога раздваивается: прямо и направо. Идите прямо, к морю, и этот путь вас приведет к вилле Эона .

Вилла Эона

Она была раскопана польскими археологами из Варшавского университета, и то, что мы видим сейчас, — лишь малая часть роскошной античной виллы. Этот зал получил название Зал приемов.

Мозаичное панно с геометрическим рисунком

Вокруг ее бесценных мозаик сооружен павильон. В одной секции – мозаики с геометрическим рисунком,

в другой секции с большим мастерством, из мелкой мозаики, с проработкой деталей и теней, изображено шесть сцен.

Слева — триумфальное шествие Диониса. Справа — музыкальное состязание Марсия и Аполлона

Царица Спарты Леда и Зевс

Стены виллы были покрыты фресками с изображениями Аполлона с Музами. Часть из них экспонируется в музее Пафоса.

Следующая — вилла Тесея . Над остатками виллы проложены мостки.

Вилла Тесея

Прямо под открытым небом лежит великолепная мозаика, изображающая схватку Тесея с Минотавром.

В центре — действующие персонажи этой истории: Тесей, схвативший Минотавра за рог, чуть в стороне — Ариадна. Вокруг медальона изображен лабиринт Минотавра.

Остатки фонтана

Вдаль уходит лента мозаичных полов. Представьте себе размер виллы.

А это, предположительно, центральная зала виллы Тесея с фреской, изображающей приготовление новорожденного Ахилла к первому купанию. Его мать, богиня Фетида, окунула ребенка в воды Стикса, чтобы он стал бессмертным. Только пятка, за которую ребенка держали при купании, осталась уязвимой.

находится возле самого моря. На ее самой большой из сохранившихся мозаике изображен играющий на лире Орфей в окружении животных. На другом панно изображен Геркулес в схватке с немейским львом, поэтому виллу иногда называют виллой Геракла.

От виллы Орфея даже сохранились колонны

Чувствуется, ветра здесь бывают нешуточные

Неведомые мне растения:

А мы направляемся к вилле Диониса – большому крытому зданию, в котором находятся большой фрагмент хорошо сохранившихся мозаичных полов.

Над мозаиками проложены мостки.

Помимо описаний на греческом и английском языках имеются таблички для слепых со шрифтом Брайля. Мы, честно говоря, были удивлены.

Описание мозаик для слепых

По периметру виллы проходит лента со сценами охоты.

Внутреннее пространство виллы занято и рисунками с сюжетами, и геометрическими узорами.

Поразительное многообразие узоров и включений. На рисунке ниже мы даже отыскали светофор.

Часть мозаик на территории археологического парка прикрыта пленкой и присыпана песком.

Мы решили, что над ними планируется построить навес или возвести павильон.

Эти присыпанные мозаики охранял внимательный усатый сторож:


Замок Сорока колонн (Saranda Kolones)

От виллы Диониса мы пошли к замку Сорока колонн, или Саранта колонес. Это квадратное массивное сооружение с двойными стенами, окруженное рвом.

Внешняя крепость имела 8 башен. За стеной был внутренний двор и непосредственно замок, уже с 4-мя башнями. Конструкция напоминает (т.н. «Донжон») в нормандском Кане.

В обоих случаях от замков мало что осталось. Пафосский замок Сорока колонн изначально возводили византийцы. Арабы его захватили и разрушили. Впоследствии его несколько раз восстанавливали и укрепляли, но после разрушительного землетрясения 1222 года махнули рукой и возвели портовую крепость на узком мысу, замыкающем бухту.

Среди руин замка выделяются серые гранитные колонны – именно из-за них византийский замок получил название Сорока колонн. Эти прочные представительные колонны, предположительно, были позаимствованы с агоры.

Гранитные колонны

Агора и Одеон

А мы тем временем передвигаемся ближе к агоре – бывшему торговому центру античного Пафоса.

Агора – абсолютный квадрат и, помимо ясно прослеживаемых очертаний, здесь ничего не сохранилось. Напрягаем воображение и представляем торговую площадь с лавками по периметру. Площадь заполняем древними греками, а в центре, скажем, ставим фонтан.

Агора, Одеон и маяк

Сразу за агорой поднимается крутой склон. Грех не использовать под амфитеатр. Правда, театр получился совсем небольшой, иными словами – Малый театр, или Одеон. Он подновлен и используется для проведения концертов.

За Одеоном виднеется самое молодое, но самое заметное строение археологического парка – Пафосский маяк. Маяк установлен англичанами в 1888 году. С любого места парка маяк притягивает к себе взор и служит ориентиром.

Вид от маяка в сторону моря

Вид от маяка в сторону города

Каменоломни и базилики

А мы идем вдоль моря и обнаруживаем, что травянистый склон обрывается к морю скальной стенкой. Скалы испещрены пещерами, и, видимо, использовались и для добычи камня, и как временные жилища.

Цветущие цикломены

Каменоломни